Первый цивилизационный поворот Беларуси (часть 1)

История

Введение

Категория «цивилизация», по мнению многих выдающихся мыслителей (Л.Морган, А.Тойнби, Н. Данилевский, О.Шпенглер, Л.Гумилёв и т.д.), тесно связана с «культурой» и «религией», которые объективируясь через общественное сознание, общественную психологию и личность индивидуума, лежат в основе и формируют тот или иной тип цивилизации. Две из них (западно-христианская и восточнославянская, являвшаяся частью восточно-христианской) столкнулись в XIV веке на территории Беларуси, через которую проходила линия водораздела между ними. Реальными субъектами конфликта, как носителями этих цивилизаций, выступили  Польша и возрождающееся Московское княжество, в последующем Россия, а белорусский  народ волей судьбы на столетия оказался в жерновах геополитического противостояния двух империй.

“Асабліва засяроджваю ўвагу на тым, што, акрамя канкрэтных людзей, у Беларусі ў чорных спісах апынуліся родная мова, якая афіцыйна лічыцца дзяржаўнай, айчынная культура, гісторыя. Манкурцкая ўлада такім чынам занесла туды сам нацыянальны характар беларусаў” [1,с.3]. Подобные утверждения, как и слова, принадлежащее известному поэту и публицисту С.Законникову, несметным числом вбрасываются оппозиционными СМИ в белорусское общество. Язык, культура и история – вот те области, где постоянно возникают противоречия между различными точками зрения. Пытаясь возложить имеющиеся гуманитарные проблемы формирования белорусской нации на Россию, СССР и нынешнюю государственную  власть её оппоненты тщательно скрывают, что они диктуются не столько современным белорусским политическим ландшафтом, сколько своими корнями  уходит в прошлое и определяются глубинными социально-политическими потрясениями, катившимися по Беларуси в ходе всей её истории в виде цивилизационных поворотов. Они представляли собой деятельность государственных властей по смене утвердившихся на землях Беларуси доминирующих цивилизаций и приводившую к кардинальным изменениям экономических и социальных отношений белорусской народности, её самосознания, самообозначения, культуры, традиций, обычаев, и как следствие, объективно разделяли белорусское общество на приверженцев разных цивилизацтй. Традиционно, начиная с XVII века, включая и XIX, большинство белорусского народа и его знать принадлежали к разным цивилизациям. Это было время, кода белорусские магнаты и шляхта превратились в часть польской аристократии, стремившейся ассимилировать белорусов. Сложившееся противоречие имеет прямое отношение к современной Беларуси. Отсюда интерес к данной тематике носит не только научный, но и сугубо прикладной характер. Однако, современная историческая наука практически не акцентирует внимания на аспектах цивилизационных различий белорусского народа и его элит, которые своми корнями уходят  в средние века. Даже такие объективные исследователи как П.Чигринов, Е.Новик, И.Качалов и др. не выделяют борьбу цивилизаций на белорусских землях в качестве отдельной проблематики. Один из немногих историков Беларуси Я.Трещенок, достаточно подробно анализируя социальные и политические конфликты ВКЛ и Речи Посполитой, констатирует только «цивилизационное противостояние» «западно-христианской» и «части восточно-христианской цивилизации» на «границах славянских земель» [2,с.147]. Белорусские ученые, в частности, Л.Лойка, А.Котов, П.Бригадин, В.Голубович, Ю.Бохан, которые целенаправленно посвящают свои разработки и учебные пособия истории Беларуси в контексте мировой цивилизации, безальтернативно рассматривают белорусские территории как общее цивилизационное целое с государственными образованиями, куда они входили, хотя в реальности белорусы средневековья находились в разных цивилизационных пространствах с правящими элитами ВКЛ, а тем более Речи Посполитой. Не имея возможности отрицать исторические факты активной борьбы, в том числе вооружённой, православной части ВКЛ против наступления на свои права, В.Голубович и Ю.Бохан в своей фундаментальной работе «История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций» делают достаточно противоречивые выводы: «…политическая история Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель свидетельствует об активной роли наших предков в становлении, расширении и укреплении одного из крупнейших государств в Европе. Сближение с Польшей после Кревской унии ослабило влияние белорусских феодалов в политике, заставило их переходить в католическую веру, а вместе с тем и ополячиваться, однако продолжалось постепенное развитие экономики, правовых институтов, полиэтнической культуры» [3,c.71]. При этом не акцентируется внимание на последствиях процесса «ополячивания», который на практике означал: полный разрыв «ополяченных» с белорусской народностью, смену их цивилизационной принадлежности и, в конечном счёте,  превращение этой части белорусов  в другой народ. Точкой отсчёта данным цивилизационным изменениям  послужила литовско-польская Кревская уния (1385). Она не могла нести в себе дальнейшее развитие « Беларуска-літоўскай дзяржавы» или Русско-литовского государства, как утверждают многие современные учёные, ибо  одном из документов того времени «Акте Ягайло и его братьев о союзе Литвы с Польшей» была сформулирована ее цель: «…Наконец, тот же великий князь Ягайло обещает земли свои литовские и русские на вечные времена до короны королевства польского прикрепить» [4,с.46]. Краковский капитульный каноник, известный историк Ян Длугош в своей хронике уже констатирует факт присоединения: «Затем Ягайло прсоединил земли литовские, жмудские и русские, которые держал по двум правам – наследственному и приобретенному, – к королевству Польскому навечно, соединив их неразрывно в одно целое» [5,с.100]. Последующая практика показала, что все попытки литовской и «русской» знати ограничить польское влияние в крае, за исключением времени до первой половины XV века, были обусловлены не национально-государственными интересами, а она преследовала личные и корпоративные цели, не предпринимая серьёзных усилий по возрождению государственной самостоятельности Литовского княжества. Отсюда Кревскую унию со всем основанием можно назвать началом первого цивилизацонного поворота Беларуси в эпоху христианства, т.к., объединение с Польшей предполагало объявление католицизма государственной религией в сугубо православной стране, что, согласно законам средневековья, ставило «русское» население ВКЛ (белорусов) вне правового поля и влекло за собой коренные преобразования всего православного социума.

С этого момента, как справедливо заметил известный исследователь истории ВКЛ В.Пашуто, «…Белоруссия была подчиненной и эксплуатируемой литовской знатью страной… Иноземное господство консервировало, замедляло развитие общественного строя Белоруссии» [6,c.322-323]. В целом в Литовском княжестве послекревского периода к православным «русским» (белорусам) относились как к противникам. Наряду с гонениями и преследованиями, в том числе и физическими, характерным для этого времени стало интенсивное устранение из общественного сознания русинов цивилизационных элементов их этнокультурной самоидентификации посредством прихода католицизма и полонизма в среду старажытных белорусов. Основными вехами на этом пути были Городельский сейм (1413), Люблинская уния (1569), Брестская уния (1596). Особое место в полонизации белорусских территорий занимает Люблинская уния, по сути, явившаяся коренным переломом в ходе цивилизационного поворота белорусского народа, т.к. объединение Польши и ВКЛ не только на государственном уровне, но и в вере, и в быту содержало в себе угрозу полной полонизации края, было программой ликвидации белорусской и украинской народностей, уничтожения их культур [7, с.134].

(Продолжение следует).

Литература:

1. Законников,С. «Чорныя спісы».  Свободные новости плюс. – 2011. 10 августа. – С.3

2. Трещенок, Я.И. История Беларуси: в 2 ч. / Я.И. Трещенок. – Ч. 1. Досоветский период: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. – 2-е изд. – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2004. – 296 с.

3. Голубович,В.И., Бохан,Ю.Н. История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций: учеб.-метод. пособие. 2-е изд. /В.И.Голубович [и др.]; под ред. В.И.Голубовича, Ю.Н.Бохана. – Минск: Экоперспектива, 2010. – 464 с.

4. История Беларуси в документах и материалах / Авт.-сост. И.Н.Кузнецов, В.Г. Мазенц. – Минск: Амалфея, 2000. – 672 с.

5. Белоруссия в эпоху феодолизма. Сб. документов и материалов: в 3т. Т.1.: С древнейших времен до середины XVII века. – Минск: Изд-во Академии наук БССР, 1959. – 498 с.

6. Пaшуто,В.Т. Образование Литовского государства / В.Т.Пашуто; [отв. ред. Л.В.Черепнин]; Акад.наук СССР, Ин-т истории. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. -531с.

7. Юхо,Я.А. Кароткі нарыс  гісторі дзяржавы і права Беларусі: вучэбны дапаможнік / Я.А.Юхо. –Мінск: Універсітэцкае,

1992. — 270 с.

Введение

Категория «цивилизация», по мнению многих выдающихся мыслителей (Л.Морган, А.Тойнби, Н. Данилевский, О.Шпенглер, Л.Гумилёв и т.д.), тесно связана с «культурой» и «религией», которые объективируясь через общественное сознание, общественную психологию и личность индивидуума, лежат в основе и формируют тот или иной тип цивилизации. Две из них (западно-христианская и восточнославянская, являвшаяся частью восточно-христианской) столкнулись в XIV веке на территории Беларуси, через которую проходила линия водораздела между ними. Реальными субъектами конфликта, как носителями этих цивилизаций, выступили  Польша и возрождающееся Московское княжество, в последующем Россия, а белорусский  народ волей судьбы на столетия оказался в жерновах геополитического противостояния двух империй.

“Асабліва засяроджваю ўвагу на тым, што, акрамя канкрэтных людзей, у Беларусі ў чорных спісах апынуліся родная мова, якая афіцыйна лічыцца дзяржаўнай, айчынная культура, гісторыя. Манкурцкая ўлада такім чынам занесла туды сам нацыянальны характар беларусаў” [1,с.3]. Подобные утверждения, как и слова, принадлежащее известному поэту и публицисту С.Законникову, несметным числом вбрасываются оппозиционными СМИ в белорусское общество. Язык, культура и история – вот те области, где постоянно возникают противоречия между различными точками зрения. Пытаясь возложить имеющиеся гуманитарные проблемы формирования белорусской нации на Россию, СССР и нынешнюю государственную  власть её оппоненты тщательно скрывают, что они диктуются не столько современным белорусским политическим ландшафтом, сколько своими корнями  уходит в прошлое и определяются глубинными социально-политическими потрясениями, катившимися по Беларуси в ходе всей её истории в виде цивилизационных поворотов. Они представляли собой деятельность государственных властей по смене утвердившихся на землях Беларуси доминирующих цивилизаций и приводившую к кардинальным изменениям экономических и социальных отношений белорусской народности, её самосознания, самообозначения, культуры, традиций, обычаев, и как следствие, объективно разделяли белорусское общество на приверженцев разных цивилизацтй. Традиционно, начиная с XVII века, включая и XIX, большинство белорусского народа и его знать принадлежали к разным цивилизациям. Это было время, кода белорусские магнаты и шляхта превратились в часть польской аристократии, стремившейся ассимилировать белорусов. Сложившееся противоречие имеет прямое отношение к современной Беларуси. Отсюда интерес к данной тематике носит не только научный, но и сугубо прикладной характер. Однако, современная историческая наука практически не акцентирует внимания на аспектах цивилизационных различий белорусского народа и его элит, которые своми корнями уходят  в средние века. Даже такие объективные исследователи как П.Чигринов, Е.Новик, И.Качалов и др. не выделяют борьбу цивилизаций на белорусских землях в качестве отдельной проблематики. Один из немногих историков Беларуси Я.Трещенок, достаточно подробно анализируя социальные и политические конфликты ВКЛ и Речи Посполитой, констатирует только «цивилизационное противостояние» «западно-христианской» и «части восточно-христианской цивилизации» на «границах славянских земель» [2,с.147]. Белорусские ученые, в частности, Л.Лойка, А.Котов, П.Бригадин, В.Голубович, Ю.Бохан, которые целенаправленно посвящают свои разработки и учебные пособия истории Беларуси в контексте мировой цивилизации, безальтернативно рассматривают белорусские территории как общее цивилизационное целое с государственными образованиями, куда они входили, хотя в реальности белорусы средневековья находились в разных цивилизационных пространствах с правящими элитами ВКЛ, а тем более Речи Посполитой. Не имея возможности отрицать исторические факты активной борьбы, в том числе вооружённой, православной части ВКЛ против наступления на свои права, В.Голубович и Ю.Бохан в своей фундаментальной работе «История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций» делают достаточно противоречивые выводы: «…политическая история Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель свидетельствует об активной роли наших предков в становлении, расширении и укреплении одного из крупнейших государств в Европе. Сближение с Польшей после Кревской унии ослабило влияние белорусских феодалов в политике, заставило их переходить в католическую веру, а вместе с тем и ополячиваться, однако продолжалось постепенное развитие экономики, правовых институтов, полиэтнической культуры» [3,c.71]. При этом не акцентируется внимание на последствиях процесса «ополячивания», который на практике означал: полный разрыв «ополяченных» с белорусской народностью, смену их цивилизационной принадлежности и, в конечном счёте,  превращение этой части белорусов  в другой народ. Точкой отсчёта данным цивилизационным изменениям  послужила литовско-польская Кревская уния (1385). Она не могла нести в себе дальнейшее развитие « Беларуска-літоўскай дзяржавы» или Русско-литовского государства, как утверждают многие современные учёные, ибо  одном из документов того времени «Акте Ягайло и его братьев о союзе Литвы с Польшей» была сформулирована ее цель: «…Наконец, тот же великий князь Ягайло обещает земли свои литовские и русские на вечные времена до короны королевства польского прикрепить» [4,с.46]. Краковский капитульный каноник, известный историк Ян Длугош в своей хронике уже констатирует факт присоединения: «Затем Ягайло прсоединил земли литовские, жмудские и русские, которые держал по двум правам – наследственному и приобретенному, – к королевству Польскому навечно, соединив их неразрывно в одно целое» [5,с.100]. Последующая практика показала, что все попытки литовской и «русской» знати ограничить польское влияние в крае, за исключением времени до первой половины XV века, были обусловлены не национально-государственными интересами, а она преследовала личные и корпоративные цели, не предпринимая серьёзных усилий по возрождению государственной самостоятельности Литовского княжества. Отсюда Кревскую унию со всем основанием можно назвать началом первого цивилизацонного поворота Беларуси в эпоху христианства, т.к., объединение с Польшей предполагало объявление католицизма государственной религией в сугубо православной стране, что, согласно законам средневековья, ставило «русское» население ВКЛ (белорусов) вне правового поля и влекло за собой коренные преобразования всего православного социума.

С этого момента, как справедливо заметил известный исследователь истории ВКЛ В.Пашуто, «…Белоруссия была подчиненной и эксплуатируемой литовской знатью страной… Иноземное господство консервировало, замедляло развитие общественного строя Белоруссии» [6,c.322-323]. В целом в Литовском княжестве послекревского периода к православным «русским» (белорусам) относились как к противникам. Наряду с гонениями и преследованиями, в том числе и физическими, характерным для этого времени стало интенсивное устранение из общественного сознания русинов цивилизационных элементов их этнокультурной самоидентификации посредством прихода католицизма и полонизма в среду старажытных белорусов. Основными вехами на этом пути были Городельский сейм (1413), Люблинская уния (1569), Брестская уния (1596). Особое место в полонизации белорусских территорий занимает Люблинская уния, по сути, явившаяся коренным переломом в ходе цивилизационного поворота белорусского народа, т.к. объединение Польши и ВКЛ не только на государственном уровне, но и в вере, и в быту содержало в себе угрозу полной полонизации края, было программой ликвидации белорусской и украинской народностей, уничтожения их культур [7, с.134].

(Продолжение следует).

Литература:

1. Законников,С. «Чорныя спісы».  Свободные новости плюс. – 2011. 10 августа. – С.3

2. Трещенок, Я.И. История Беларуси: в 2 ч. / Я.И. Трещенок. – Ч. 1. Досоветский период: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. – 2-е изд. – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2004. – 296 с.

3. Голубович,В.И., Бохан,Ю.Н. История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций: учеб.-метод. пособие. 2-е изд. /В.И.Голубович [и др.]; под ред. В.И.Голубовича, Ю.Н.Бохана. – Минск: Экоперспектива, 2010. – 464 с.

4. История Беларуси в документах и материалах / Авт.-сост. И.Н.Кузнецов, В.Г. Мазенц. – Минск: Амалфея, 2000. – 672 с.

5. Белоруссия в эпоху феодолизма. Сб. документов и материалов: в 3т. Т.1.: С древнейших времен до середины XVII века. – Минск: Изд-во Академии наук БССР, 1959. – 498 с.

6. Пaшуто,В.Т. Образование Литовского государства / В.Т.Пашуто; [отв. ред. Л.В.Черепнин]; Акад.наук СССР, Ин-т истории. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. -531с.

7. Юхо,Я.А. Кароткі нарыс  гісторі дзяржавы і права Беларусі: вучэбны дапаможнік / Я.А.Юхо. –Мінск: Універсітэцкае,

1992. — 270 с.

PLВведение

Категория «цивилизация», по мнению многих выдающихся мыслителей (Л.Морган, А.Тойнби, Н. Данилевский, О.Шпенглер, Л.Гумилёв и т.д.), тесно связана с «культурой» и «религией», которые объективируясь через общественное сознание, общественную психологию и личность индивидуума, лежат в основе и формируют тот или иной тип цивилизации. Две из них (западно-христианская и восточнославянская, являвшаяся частью восточно-христианской) столкнулись в XIV веке на территории Беларуси, через которую проходила линия водораздела между ними. Реальными субъектами конфликта, как носителями этих цивилизаций, выступили  Польша и возрождающееся Московское княжество, в последующем Россия, а белорусский  народ волей судьбы на столетия оказался в жерновах геополитического противостояния двух империй.

“Асабліва засяроджваю ўвагу на тым, што, акрамя канкрэтных людзей, у Беларусі ў чорных спісах апынуліся родная мова, якая афіцыйна лічыцца дзяржаўнай, айчынная культура, гісторыя. Манкурцкая ўлада такім чынам занесла туды сам нацыянальны характар беларусаў” [1,с.3]. Подобные утверждения, как и слова, принадлежащее известному поэту и публицисту С.Законникову, несметным числом вбрасываются оппозиционными СМИ в белорусское общество. Язык, культура и история – вот те области, где постоянно возникают противоречия между различными точками зрения. Пытаясь возложить имеющиеся гуманитарные проблемы формирования белорусской нации на Россию, СССР и нынешнюю государственную  власть её оппоненты тщательно скрывают, что они диктуются не столько современным белорусским политическим ландшафтом, сколько своими корнями  уходит в прошлое и определяются глубинными социально-политическими потрясениями, катившимися по Беларуси в ходе всей её истории в виде цивилизационных поворотов. Они представляли собой деятельность государственных властей по смене утвердившихся на землях Беларуси доминирующих цивилизаций и приводившую к кардинальным изменениям экономических и социальных отношений белорусской народности, её самосознания, самообозначения, культуры, традиций, обычаев, и как следствие, объективно разделяли белорусское общество на приверженцев разных цивилизацтй. Традиционно, начиная с XVII века, включая и XIX, большинство белорусского народа и его знать принадлежали к разным цивилизациям. Это было время, кода белорусские магнаты и шляхта превратились в часть польской аристократии, стремившейся ассимилировать белорусов. Сложившееся противоречие имеет прямое отношение к современной Беларуси. Отсюда интерес к данной тематике носит не только научный, но и сугубо прикладной характер. Однако, современная историческая наука практически не акцентирует внимания на аспектах цивилизационных различий белорусского народа и его элит, которые своми корнями уходят  в средние века. Даже такие объективные исследователи как П.Чигринов, Е.Новик, И.Качалов и др. не выделяют борьбу цивилизаций на белорусских землях в качестве отдельной проблематики. Один из немногих историков Беларуси Я.Трещенок, достаточно подробно анализируя социальные и политические конфликты ВКЛ и Речи Посполитой, констатирует только «цивилизационное противостояние» «западно-христианской» и «части восточно-христианской цивилизации» на «границах славянских земель» [2,с.147]. Белорусские ученые, в частности, Л.Лойка, А.Котов, П.Бригадин, В.Голубович, Ю.Бохан, которые целенаправленно посвящают свои разработки и учебные пособия истории Беларуси в контексте мировой цивилизации, безальтернативно рассматривают белорусские территории как общее цивилизационное целое с государственными образованиями, куда они входили, хотя в реальности белорусы средневековья находились в разных цивилизационных пространствах с правящими элитами ВКЛ, а тем более Речи Посполитой. Не имея возможности отрицать исторические факты активной борьбы, в том числе вооружённой, православной части ВКЛ против наступления на свои права, В.Голубович и Ю.Бохан в своей фундаментальной работе «История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций» делают достаточно противоречивые выводы: «…политическая история Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель свидетельствует об активной роли наших предков в становлении, расширении и укреплении одного из крупнейших государств в Европе. Сближение с Польшей после Кревской унии ослабило влияние белорусских феодалов в политике, заставило их переходить в католическую веру, а вместе с тем и ополячиваться, однако продолжалось постепенное развитие экономики, правовых институтов, полиэтнической культуры» [3,c.71]. При этом не акцентируется внимание на последствиях процесса «ополячивания», который на практике означал: полный разрыв «ополяченных» с белорусской народностью, смену их цивилизационной принадлежности и, в конечном счёте,  превращение этой части белорусов  в другой народ. Точкой отсчёта данным цивилизационным изменениям  послужила литовско-польская Кревская уния (1385). Она не могла нести в себе дальнейшее развитие « Беларуска-літоўскай дзяржавы» или Русско-литовского государства, как утверждают многие современные учёные, ибо  одном из документов того времени «Акте Ягайло и его братьев о союзе Литвы с Польшей» была сформулирована ее цель: «…Наконец, тот же великий князь Ягайло обещает земли свои литовские и русские на вечные времена до короны королевства польского прикрепить» [4,с.46]. Краковский капитульный каноник, известный историк Ян Длугош в своей хронике уже констатирует факт присоединения: «Затем Ягайло прсоединил земли литовские, жмудские и русские, которые держал по двум правам – наследственному и приобретенному, – к королевству Польскому навечно, соединив их неразрывно в одно целое» [5,с.100]. Последующая практика показала, что все попытки литовской и «русской» знати ограничить польское влияние в крае, за исключением времени до первой половины XV века, были обусловлены не национально-государственными интересами, а она преследовала личные и корпоративные цели, не предпринимая серьёзных усилий по возрождению государственной самостоятельности Литовского княжества. Отсюда Кревскую унию со всем основанием можно назвать началом первого цивилизацонного поворота Беларуси в эпоху христианства, т.к., объединение с Польшей предполагало объявление католицизма государственной религией в сугубо православной стране, что, согласно законам средневековья, ставило «русское» население ВКЛ (белорусов) вне правового поля и влекло за собой коренные преобразования всего православного социума.

С этого момента, как справедливо заметил известный исследователь истории ВКЛ В.Пашуто, «…Белоруссия была подчиненной и эксплуатируемой литовской знатью страной… Иноземное господство консервировало, замедляло развитие общественного строя Белоруссии» [6,c.322-323]. В целом в Литовском княжестве послекревского периода к православным «русским» (белорусам) относились как к противникам. Наряду с гонениями и преследованиями, в том числе и физическими, характерным для этого времени стало интенсивное устранение из общественного сознания русинов цивилизационных элементов их этнокультурной самоидентификации посредством прихода католицизма и полонизма в среду старажытных белорусов. Основными вехами на этом пути были Городельский сейм (1413), Люблинская уния (1569), Брестская уния (1596). Особое место в полонизации белорусских территорий занимает Люблинская уния, по сути, явившаяся коренным переломом в ходе цивилизационного поворота белорусского народа, т.к. объединение Польши и ВКЛ не только на государственном уровне, но и в вере, и в быту содержало в себе угрозу полной полонизации края, было программой ликвидации белорусской и украинской народностей, уничтожения их культур [7, с.134].

(Продолжение следует).

Литература:

1. Законников,С. «Чорныя спісы».  Свободные новости плюс. – 2011. 10 августа. – С.3

2. Трещенок, Я.И. История Беларуси: в 2 ч. / Я.И. Трещенок. – Ч. 1. Досоветский период: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. – 2-е изд. – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2004. – 296 с.

3. Голубович,В.И., Бохан,Ю.Н. История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций: учеб.-метод. пособие. 2-е изд. /В.И.Голубович [и др.]; под ред. В.И.Голубовича, Ю.Н.Бохана. – Минск: Экоперспектива, 2010. – 464 с.

4. История Беларуси в документах и материалах / Авт.-сост. И.Н.Кузнецов, В.Г. Мазенц. – Минск: Амалфея, 2000. – 672 с.

5. Белоруссия в эпоху феодолизма. Сб. документов и материалов: в 3т. Т.1.: С древнейших времен до середины XVII века. – Минск: Изд-во Академии наук БССР, 1959. – 498 с.

6. Пaшуто,В.Т. Образование Литовского государства / В.Т.Пашуто; [отв. ред. Л.В.Черепнин]; Акад.наук СССР, Ин-т истории. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. -531с.

7. Юхо,Я.А. Кароткі нарыс  гісторі дзяржавы і права Беларусі: вучэбны дапаможнік / Я.А.Юхо. –Мінск: Універсітэцкае,

1992. — 270 с.

Введение

Категория «цивилизация», по мнению многих выдающихся мыслителей (Л.Морган, А.Тойнби, Н. Данилевский, О.Шпенглер, Л.Гумилёв и т.д.), тесно связана с «культурой» и «религией», которые объективируясь через общественное сознание, общественную психологию и личность индивидуума, лежат в основе и формируют тот или иной тип цивилизации. Две из них (западно-христианская и восточнославянская, являвшаяся частью восточно-христианской) столкнулись в XIV веке на территории Беларуси, через которую проходила линия водораздела между ними. Реальными субъектами конфликта, как носителями этих цивилизаций, выступили  Польша и возрождающееся Московское княжество, в последующем Россия, а белорусский  народ волей судьбы на столетия оказался в жерновах геополитического противостояния двух империй.

“Асабліва засяроджваю ўвагу на тым, што, акрамя канкрэтных людзей, у Беларусі ў чорных спісах апынуліся родная мова, якая афіцыйна лічыцца дзяржаўнай, айчынная культура, гісторыя. Манкурцкая ўлада такім чынам занесла туды сам нацыянальны характар беларусаў” [1,с.3]. Подобные утверждения, как и слова, принадлежащее известному поэту и публицисту С.Законникову, несметным числом вбрасываются оппозиционными СМИ в белорусское общество. Язык, культура и история – вот те области, где постоянно возникают противоречия между различными точками зрения. Пытаясь возложить имеющиеся гуманитарные проблемы формирования белорусской нации на Россию, СССР и нынешнюю государственную  власть её оппоненты тщательно скрывают, что они диктуются не столько современным белорусским политическим ландшафтом, сколько своими корнями  уходит в прошлое и определяются глубинными социально-политическими потрясениями, катившимися по Беларуси в ходе всей её истории в виде цивилизационных поворотов. Они представляли собой деятельность государственных властей по смене утвердившихся на землях Беларуси доминирующих цивилизаций и приводившую к кардинальным изменениям экономических и социальных отношений белорусской народности, её самосознания, самообозначения, культуры, традиций, обычаев, и как следствие, объективно разделяли белорусское общество на приверженцев разных цивилизацтй. Традиционно, начиная с XVII века, включая и XIX, большинство белорусского народа и его знать принадлежали к разным цивилизациям. Это было время, кода белорусские магнаты и шляхта превратились в часть польской аристократии, стремившейся ассимилировать белорусов. Сложившееся противоречие имеет прямое отношение к современной Беларуси. Отсюда интерес к данной тематике носит не только научный, но и сугубо прикладной характер. Однако, современная историческая наука практически не акцентирует внимания на аспектах цивилизационных различий белорусского народа и его элит, которые своми корнями уходят  в средние века. Даже такие объективные исследователи как П.Чигринов, Е.Новик, И.Качалов и др. не выделяют борьбу цивилизаций на белорусских землях в качестве отдельной проблематики. Один из немногих историков Беларуси Я.Трещенок, достаточно подробно анализируя социальные и политические конфликты ВКЛ и Речи Посполитой, констатирует только «цивилизационное противостояние» «западно-христианской» и «части восточно-христианской цивилизации» на «границах славянских земель» [2,с.147]. Белорусские ученые, в частности, Л.Лойка, А.Котов, П.Бригадин, В.Голубович, Ю.Бохан, которые целенаправленно посвящают свои разработки и учебные пособия истории Беларуси в контексте мировой цивилизации, безальтернативно рассматривают белорусские территории как общее цивилизационное целое с государственными образованиями, куда они входили, хотя в реальности белорусы средневековья находились в разных цивилизационных пространствах с правящими элитами ВКЛ, а тем более Речи Посполитой. Не имея возможности отрицать исторические факты активной борьбы, в том числе вооружённой, православной части ВКЛ против наступления на свои права, В.Голубович и Ю.Бохан в своей фундаментальной работе «История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций» делают достаточно противоречивые выводы: «…политическая история Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель свидетельствует об активной роли наших предков в становлении, расширении и укреплении одного из крупнейших государств в Европе. Сближение с Польшей после Кревской унии ослабило влияние белорусских феодалов в политике, заставило их переходить в католическую веру, а вместе с тем и ополячиваться, однако продолжалось постепенное развитие экономики, правовых институтов, полиэтнической культуры» [3,c.71]. При этом не акцентируется внимание на последствиях процесса «ополячивания», который на практике означал: полный разрыв «ополяченных» с белорусской народностью, смену их цивилизационной принадлежности и, в конечном счёте,  превращение этой части белорусов  в другой народ. Точкой отсчёта данным цивилизационным изменениям  послужила литовско-польская Кревская уния (1385). Она не могла нести в себе дальнейшее развитие « Беларуска-літоўскай дзяржавы» или Русско-литовского государства, как утверждают многие современные учёные, ибо  одном из документов того времени «Акте Ягайло и его братьев о союзе Литвы с Польшей» была сформулирована ее цель: «…Наконец, тот же великий князь Ягайло обещает земли свои литовские и русские на вечные времена до короны королевства польского прикрепить» [4,с.46]. Краковский капитульный каноник, известный историк Ян Длугош в своей хронике уже констатирует факт присоединения: «Затем Ягайло прсоединил земли литовские, жмудские и русские, которые держал по двум правам – наследственному и приобретенному, – к королевству Польскому навечно, соединив их неразрывно в одно целое» [5,с.100]. Последующая практика показала, что все попытки литовской и «русской» знати ограничить польское влияние в крае, за исключением времени до первой половины XV века, были обусловлены не национально-государственными интересами, а она преследовала личные и корпоративные цели, не предпринимая серьёзных усилий по возрождению государственной самостоятельности Литовского княжества. Отсюда Кревскую унию со всем основанием можно назвать началом первого цивилизацонного поворота Беларуси в эпоху христианства, т.к., объединение с Польшей предполагало объявление католицизма государственной религией в сугубо православной стране, что, согласно законам средневековья, ставило «русское» население ВКЛ (белорусов) вне правового поля и влекло за собой коренные преобразования всего православного социума.

С этого момента, как справедливо заметил известный исследователь истории ВКЛ В.Пашуто, «…Белоруссия была подчиненной и эксплуатируемой литовской знатью страной… Иноземное господство консервировало, замедляло развитие общественного строя Белоруссии» [6,c.322-323]. В целом в Литовском княжестве послекревского периода к православным «русским» (белорусам) относились как к противникам. Наряду с гонениями и преследованиями, в том числе и физическими, характерным для этого времени стало интенсивное устранение из общественного сознания русинов цивилизационных элементов их этнокультурной самоидентификации посредством прихода католицизма и полонизма в среду старажытных белорусов. Основными вехами на этом пути были Городельский сейм (1413), Люблинская уния (1569), Брестская уния (1596). Особое место в полонизации белорусских территорий занимает Люблинская уния, по сути, явившаяся коренным переломом в ходе цивилизационного поворота белорусского народа, т.к. объединение Польши и ВКЛ не только на государственном уровне, но и в вере, и в быту содержало в себе угрозу полной полонизации края, было программой ликвидации белорусской и украинской народностей, уничтожения их культур [7, с.134].

(Продолжение следует).

Литература:

1. Законников,С. «Чорныя спісы».  Свободные новости плюс. – 2011. 10 августа. – С.3

2. Трещенок, Я.И. История Беларуси: в 2 ч. / Я.И. Трещенок. – Ч. 1. Досоветский период: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. – 2-е изд. – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2004. – 296 с.

3. Голубович,В.И., Бохан,Ю.Н. История Беларуси: в контексте мировых цивилизаций: учеб.-метод. пособие. 2-е изд. /В.И.Голубович [и др.]; под ред. В.И.Голубовича, Ю.Н.Бохана. – Минск: Экоперспектива, 2010. – 464 с.

4. История Беларуси в документах и материалах / Авт.-сост. И.Н.Кузнецов, В.Г. Мазенц. – Минск: Амалфея, 2000. – 672 с.

5. Белоруссия в эпоху феодолизма. Сб. документов и материалов: в 3т. Т.1.: С древнейших времен до середины XVII века. – Минск: Изд-во Академии наук БССР, 1959. – 498 с.

6. Пaшуто,В.Т. Образование Литовского государства / В.Т.Пашуто; [отв. ред. Л.В.Черепнин]; Акад.наук СССР, Ин-т истории. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. -531с.

7. Юхо,Я.А. Кароткі нарыс  гісторі дзяржавы і права Беларусі: вучэбны дапаможнік / Я.А.Юхо. –Мінск: Універсітэцкае,

1992. — 270 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.