Обычно на провокационные демарши «пятой колонны» и соответствующие явно неадекватные публикации Интернет-ресурсов типа «Хартии» не принято отвечать, дабы не создавать иллюзорное мнение в среде белорусской оппозиции об их якобы собственной значимости.
Но здесь случай особый.
О службе в белорусской армии поведал американский Интернет-портал www.businessinsider.com, а «Хартия» взялась распространять соответствующий материал, разместив его под многозначительным названием «Business Insider: Белорусская армия – тюрьма середины 20 века».
The Belarus army is a conscript force, burdened by ancient equipment and traditions instilled by the Stalinist regime of the 20th century.
The Belarusian army considers itself as a successor to the Soviet army. It maintains the same archaic traditions between soldiers and officers. Equipment dates back to the 1960-70’s, already out-of-date, is still used. The soldiers (even the ones from Special Forces) just clean the grounds of the Military Unit, repair old barracks and equipment most of the time. Army life seems like a children labor camp or even prison. Army customs are…
Главное обвинение белорусов в том, что «белорусская армия считает себя преемником Советской армии». Более того, она «поддерживает те же архаичные традиции взаимоотношений между солдатами и офицерами».
Данный пассаж вызвал явное недоумение. Мы, конечно, понимаем, что для белорусской оппозиции были бы более приемлемы взаимоотношения в армии и обращения солдата к офицеру со словами «пан» или «господин». Но американцы-то должны понимать, что именно Советская армия была первая в мире армия, не проникнутая милитаризмом и кастовым сознанием. Именно эта армия победила врага человечества — фашизм.
Так что после 70 лет функционирования истинно народной армии – Советской Армии, сделавшей в принципе невозможной большую войну во второй половине XX столетия, заменить в отношениях между военнослужащими слово «товарищ» на «господин», а тем более «пан», для белорусов более чем не уместно.
Что же касается преемственности традиций Советской армии, то мы никогда не забывали, а наоборот гордимся, что Вооруженные Силы Беларуси созданы на базе Краснознаменного Белорусского военного округа, восприняли лучшие его традиции.
Мы гордились и гордимся подвигом защитников Отечества – наших предшественников.
А вот американцам надо бы знать, что если бы не решающая роль СССР и его Красной Армии в разгроме фашизма, если бы не выдающийся подвиг белорусского народа, принесшего на алтарь победы над врагом человечества самую жертвенную долю, то, смеем заверить, что произошедшее в Америке 11 сентября 2001 года случилось бы, где то уже в 1946 году, учитывая, что именно в планах нацистов было соответствующее применение баллистических ракет против США.
Впрочем, все это история. Но, как говорил выдающийся американский ученый Джордж Сантаяна, «кто не помнит свое прошлое, обречен пережить его вновь».
Поэтому мы советуем американцам (по дружески) не забывать наше прошлое и помнить, что в борьбе с фашизмом США были союзником СССР.
Но вернемся в наше время.
Откуда у американского Интернет-портала такие устаревшие сведения по поводу техники и вооружения белорусской армии.
Ведь есть же специалисты, разведчики наконец, которые несомненно знают, что, например, за последнее десятилетие Беларусь полностью заменила парк зенитных ракетных комплексов С-125 на С-300, а в прошлом году мы закупили ЗРК «Тор» М2, которому нет равных в мире в своем классе.
Если американцы считают, что наш танковый парк слишком устарел, то смеем их разочаровать. Анализ сравнительных характеристик танков, выполненный рядом научных организаций, в том числе российским институтом ВНИИ Трансмаш, подтвердил, что по показателям огневой мощи Т-72Б (стоит на вооружении белорусской армии) в оборонительных боях успешно могут противостоять танкам типа М1А1 и М1А2 во всех регионах Западно-Европейского ТВД в дневных условиях, а при оснащении их тепловизионными приборами – и ночью.
Кроме того, модернизированные танки, включая Т-72Б, являются наиболее рациональными образцами бронетанковой техники по критерию стоимость – эффективность, который в 2-3 раза превосходит все современные зарубежные танки (Модернизированный Т-90С Новое качество тагильского танка. — Техника и вооружение. — 2012. — №2.).
Кстати, белорусская оппозиция, перепечатывая американский материал, разумеется, не знала, как оценивают сами американцы свои собственные танки. Например, что последующие события после «победоносной» войны против Ирака, которая вроде бы завершилась в 2003 году, показали, что армия США оказалась, мягко говоря, мало готова к ведению затяжной контрпартизанской войны. И это серьезно отразилось на боевой готовности сражающихся их воинских частей и их боевом духе.
Неприятным открытием для американских военных стало то, что все без исключения образцы американской боевой техники оказались уязвимы для обычных противотанковых средств. Так, танк М1А1 «Абрамс», который по замыслу разработчиков должен был выдерживать попадания большинства современных противотанковых средств, оказался неожиданно уязвимым при действии обычных реактивных противотанковых гранатометов, включая старый советский РПГ-2. Реактивные гранаты с вероятностью 55% поражают «Абрамс» в борт башни и борт корпуса над катками, с вероятностью 70% крышу башни. Только за первые два года были подбиты 80 танков. Танки разбиты настолько серьезно, что боевые машины пришлось морем возвращать в США для восстановительного ремонта. В Ирак США за пять лет направили в общей сложности 1100 танков «Абрамс», из них около 70% подверглись ударам в ходе боевых действий и нападений со стороны повстанцев. Более подробно об этом написано в статье А.Д.Цыганка «Ирак – пять лет после «победы» (http://www.centrasia.ra/newsA.php?st=l 209694200), а также публикации в Белорусской военной газете «Философия современной войны».
Армия США вообще не была готова к затяжной партизанской войне. Обычный автомобиль Hummer (стоимостью 20 тыс. долл.) оказался беззащитен против фугаса. Боевая живучесть БМП и БТР оказалась еще ниже. В половине случаев попадания реактивной гранаты заканчивалось выходом бронеобъекта из строя, ранением или гибелью части экипажа. Не менее 15% попаданий вызывали пожар с последующей полной потерей бронеобъекта, в результате чего погибли более 1500 человек. Американцы вынуждены были использовать советский боевой опыт, обваривая БТРы и БМП всякого рода решетками-рассекателями и обвешивая башни и борта танков всякого рода «усилениями».
Но главное – это моральный дух. Контрактная армия США неспособна вести длительные боевые действия. Из частей армии США, расквартированных в Ираке или перебрасываемых в Ирак, началось массовое дезертирство. Дезертиров впервые стало больше, чем во время войны во Вьетнаме, начиная с 1969 г. Стоит ли говорить, что дезертирство высшая степень морального разложения армии, находящейся в боевых условиях. Основная форма дезертирства невозвращение из отпуска или оставление части (на территории США).
Как оказалось, ни современная техника, ни щедрое материальное обеспечение сами по себе не гарантируют твердость духа основу ведения успешных боевых действий. За неполные три года после войны из армии США дезертировали более 9300 военнослужащих.
Фрэнсис Фукуяма в книге «Америка на распутье» написал, что армия, созданная после Вьетнамской войны и целиком основанная на принципе добровольности, не предназначалась для участия в затяжных конфликтах, «и ей чем дальше, тем сложнее будет обеспечивать комплектование и поддерживать высокий моральный дух в своих рядах».
Кстати, уже в январе 2012 года сообщалось, что в прошлом году в сухопутных войсках американской армии покончили с собой 140 военнослужащих. Военные следователи продолжают выяснять обстоятельства смерти еще 24 солдат. Более того, в ноябре 2011 года американские СМИ опубликовали доклад Центра безопасности США, который посвященный неожиданному всплеску самоубийств в армии. Тогда сообщалось о том, что в 2010 году 468 военнослужащих покончили с собой. Пентагон также признавал, что в 2010 году в результате самоубийств солдат погибло больше, чем число боевых потерь в Ираке и Афганистане.
Несколькими годами раньше была информация, что именно в сухопутных войсках США в 2008 году было 9 дезертиров на 1000 военнослужащих.
Все познается в сравнении. В белорусской армии уровень преступности один из самых низких в мире. Сравните сами: на 1000 военнослужащих в армии Беларуси совершается менее 2 преступлений и 9 только дезертиров на 1000 американских военнослужащих, не говоря об остальных преступлениях.
Поэтому мы готовы поделиться с американцами опытом профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения военнослужащих. Впрочем, наш опыт широко представлен в печатных и электронных изданиях и если «Business Insider» пожелает, то непременно сможет воспользоваться им.
В свою очередь наше пожелание американским электронным СМИ (белорусской оппозиции пожелания бесполезны) быть более внимательными к своим публикациям и не вводить международную общественность в заблуждение относительно Республики Беларусь и ее Вооруженных Сил, которые были и остаются фактором сдерживания, поддержания мира и безопасности в стране и регионе.