Первые полеты белорусских летчиков на новых российских тяжелых истребителях Су-30СМ вновь заставили экспертов задаться вопросом: зачем нашим вооруженным силам эти военные самолеты?
Ведь их тактико-технические характеристики избыточны для решения боевых задач, стоящих перед отечественными ВВС и войсками ПВО, а затраты на эксплуатацию неоправданно велики. С рациональной точки зрения более оправданным было бы закупить легкие перехватчики МиГ-35.

ДРСМД не касается ракет воздушного базирования
Между тем ряд аналитиков полагает, что разгадку следует искать в заявлении Александра Лукашенко, прозвучавшем 23 сентября прошлого года на встрече с председателем Государственного военно-промышленного комитета Романом Головченко. Из слов президента следовало, что в Беларуси уже создана ракета средней дальности.
Это породило волну недоуменных комментариев в СМИ. Ведь еще в начале сентября 2019 года белорусский официальный лидер на международной антитеррористической конференции высокого уровня в Минске пообещал, что Беларусь не будет выходить из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), производить или размещать на своей территории ракеты этих классов (дальностью от 1000 до 5500 км). Если такие же ракеты со стороны потенциального неприятеля «не будут угрожать нашей безопасности».
Реагируя на недоумение, пресс-секретарь главы государства Наталья Эйсмонт пояснила: «Говоря о ракете средней дальности, имелась в виду не терминология, используемая в Договоре по ликвидации ракет средней и меньшей дальности и относящаяся к баллистическим и крылатым ракетам. Имелась в виду наша внутренняя классификация! И в частности, речь шла о новом боеприпасе к отечественной РСЗО “Полонез”, применение которого увеличило дальнюю границу поражения с 200 до 300 км».
Однако часть комментаторов не удовлетворилась этой трактовкой. Они обращают внимание на то, что ограничения ДРСМД не распространяются на ракеты воздушного базирования. И следовательно, многофункциональные боевые самолеты Су-30СМ, которые Беларусь закупает у России, на вполне законных основаниях, без нарушения ДРСМД, могут стать носителями боеприпасов средней дальности.
Может сгодиться ракета от «Полонеза»
Напомню, что контракт на поставку из России первых четырех истребителей Су-30СМ был подписан в мае 2017 года. Эти самолеты заказчик в лице белорусского Минобороны получил в конце 2019 года. Еще восемь таких боевых машин должны быть поставлены до конца 2020 года.
Важно отметить, что бортовое радиоэлектронное оборудование Су-30СМ создано по принципу открытой архитектуры, что упрощает интеграцию в его состав новых аппаратных средств и расширение набора вооружения. В том числе за счет высокоточных боеприпасов средней дальности класса «воздух — поверхность».
В числе таких боеприпасов специалистами называются не только крылатые (КР), но и аэробаллистические ракеты (АБР). И если разработка КР белорусским ВПК в обозримой перспективе не просматривается (нет необходимых компетенций), то создать АБР на базе конструкции оперативно-тактических ракет (ОТР), проектируемых для отечественной ракетной системы «Полонез», по мнению экспертов, вполне возможно.

С большой долей вероятности можно предположить, что речь идет об ОТР, макет которой был представлен на IX Международной выставке вооружения и военной техники Milex-2019 в Минске Дзержинским заводом точной электромеханики. Как следовало из информации представителя предприятия, эта ОТР разрабатывается в рамках программы дальнейшего развития «Полонеза».
Предполагается, что боевая часть перспективной ОТР будет весить 480 кг и может быть осколочно-фугасного, кассетного или бетонобойного действия. Полет ее будет проходить по квазибаллистической (ломаной) траектории, ОТР сможет совершать маневры уклонения от перехвата. Высшая точка траектории составляет 50 км. Ракета будет оснащаться инерциальной и спутниковой системами наведения, а также активной радиолокационной головкой самонаведения.
Военная мощь Беларуси сразу вырастет
В наземном варианте заявленная дальность ОТР составляет 300 км. В случае разработки версии воздушного базирования этот показатель (как показывает опыт создания российской АБР «Кинжал» на базе ОТР «Искандер») может возрасти в несколько раз, до 1000 и более километров. Что характерно для ракет средней дальности.
Как отметил член экспертного совета коллегии ВПК России Виктор Мураховский, столь значительный прирост дальности при смене наземного базирования на воздушное связан с тем, что тогда энергетический потенциал ракеты не расходуется в такой степени на преодоление силы притяжения, а скорость самолета-носителя в момент старта АБР может доходить до сверхзвуковой.
Аналитики делают вывод, что у белорусского ВПК есть реальная возможность создать в достаточно сжатые сроки аэробаллистическую ракету воздушного базирования с характеристиками боеприпаса средней дальности.
Это способно существенно повысить геополитический и военно-стратегический вес Беларуси в регионе Центральной и Восточной Европы. Поэтому можно допустить, что заявление Лукашенко насчет ракеты средней дальности было не оговоркой, а проговоркой.