Сегодня Беларусь переплачивает миллионы долларов за российский газ по сравнению с европейскими потребителями. Поэтому Минск пытается выбить у Москвы скидку.
Почему так получилось и есть ли у белорусской стороны перспективы добиться своей цели? Разбираемся в ситуации.
Дороже, чем в Европе
В начале этого года на газовом рынке сложилась уникальная ситуация. Беларусь покупает российское топливо дороже, чем страны Западной Европы.
По данным Белстата, в первом квартале этого года Беларусь импортировала российский газ по средней цене в 130 долларов за тысячу кубометров. Импортная цена отличается от контрактной в 127 долларов за тысячу кубометров, потому что по факту пересчитывается с учетом теплотворной способности поставляемого топлива, пояснили в Министерстве энергетики Беларуси.
По данным Международного валютного фонда, входная цена российского газа на границе Германии в первом квартале этого года составила 112 долларов за тысячу кубометров. Это почти на 14% меньше, чем платит Беларусь.
То есть Беларусь переплачивает за российский газ около 30 долларов за каждую тысячу кубометров, а с учетом закупленного объема (около 5,2 млрд кубометров за первый квартал этого года) дополнительные расходы составили более 150 млн долларов, или 1,1% от ВВП Беларуси.
Ситуация, когда Беларусь платит за российский газ больше, чем европейцы, сложилась впервые с 2000 года, отметил Алесь Алехнович. Он видит две причины такого положения дел.
Во-первых, уже долгое время наблюдается тенденция на снижение объемов российских энергосубсидий для белорусской экономики. С 19,3% ВВП Беларуси в 2006 году они снизились до 5,5% в 2019-м. Во-вторых, цены на газ на мировом рынке в этом году сильно упали.
«Сейчас сложилась очень необычная ситуация. Цены на газ в Европе находятся на рекордно низком уровне. Переизбыток газа на рынке связан с вводом новых мощностей по сжижению газа в США, замедлением потребления сжиженного природного газа в Китае, теплой зимой, которая привела к высокой степени заполненности газохранилищ. Теперь на это наложилось снижение спроса на электроэнергию из-за пандемии», — объяснил директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам международного агентства Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.
20 мая спотовые цены на природный газ на голландском хабе TTF снизились с 80 до 50 долларов за тысячу кубометров по сравнению с концом марта. Средняя цена, по которой «Газпром» реализует газ в Европе, выше спотовых цен, так как ценообразование в долгосрочных контрактах более сложное, объяснил Дмитрий Маринченко. В частности, цена полностью или частично привязана, например, к нефтяным ценам.
Если еще в феврале «Газпром» ожидал, что средняя экспортная цена в этом году составит около 175-185 долларов за тысячу кубометров, то теперь скорректировал прогноз до 133 долларов за тысячу кубометров. То есть, если в начале года цена на российский газ казалась довольно выгодной для Беларуси, то теперь дела обстоят иначе.
Выбить скидку пока не получается
На фоне обвала цен на газ на европейском рынке Минск хочет выбить скидку у Москвы. Поскольку в цене российского газа для Беларуси 70% приходится на транзитную составляющую, то сбить цену пытаются через тарифную политику в ЕАЭС.
Тариф, применяемый «Газпромом» для белорусской стороны на транспортировку газа из Ямало-Ненецкого автономного округа до белорусской границы, составляет почти три доллара за тысячу кубометров на 100 километров, в то время как внутрироссийский тариф составляет порядка одного доллара, жаловался Александр Лукашенко и нарекал на неравные условия хозяйствования.
В этом вопросы на уровне ЕАЭС Беларусь поддерживает Армения. Но пока Кремль не идет на уступки. На недавнем заседании Высшего Евразийского экономического совета Владимир Путин заявил, что ждет в ответ более тесной интеграции.
«Что касается предлагаемого нашими армянскими и белорусскими друзьями единого тарифа на услуги по транспортировке и транзиту газа, то мы считаем, что единый тариф может быть реализован лишь на едином рынке с единым бюджетом, единой системой налогообложения. Столь глубокий уровень интеграции в ЕАЭС пока еще не достигнут, мы об этом с вами хорошо знаем, а пока цены на газ должны формироваться на основе рыночной конъюнктуры, учитывать затраты и инвестиции поставщиков, а также обеспечивать обоснованную норму прибыли на вложенный в добычу капитал. Это обычная, хочу подчеркнуть, уважаемые коллеги, обычная мировая практика», — сказал российский президент.
В этом месяце стороны еще сядут за стол переговоров. Белорусский премьер-министр Сергей Румас считает, что у нас большие шансы договориться о справедливой цене по газу для Беларуси на этот год.
«У нас есть все основания показать на цифрах, что цена 127 долларов по доходности для “Газпрома” превышает доходность его поставок в страны дальнего зарубежья. Надеюсь, наши аргументы будут услышаны российской стороной», — отметил глава правительства.
При этом он подчеркнул, что Беларусь не ведет речь об установлении некой льготной цены на газ или ее снижении до уровня цены для российских регионов. По словам премьер-министра, белорусы хотят справедливой цены, которая обеспечивает такую же доходность для «Газпрома», как поставки на другие рынки.
«То есть в цене, переговоры по которой мы ведем, нет никакой интеграционной скидки — то ли в Союзном государстве, то ли в Евразийском экономическом союзе», — уточнил Сергей Румас.
Выгода от закупок
У Минска есть все основания просить у Москвы скидку на газ, полагает Алесь Алехнович.
«Разница в ценах настолько большая, что место для диалога есть. Но этот диалог с Россией в последние годы обычно затягивается. То есть подписать дополнение к договору в течение недели или месяца не получится. Возможно, у Беларуси получится выбить скидку в следующем году», — сказал вице-президент Case Belarus.
По его прогнозам, во втором квартале Беларусь будет и дальше покупать газ дороже, чем он продается на европейском рынке. А вот во втором полугодии спотовые цены в Европе могут приблизиться к белорусским.
В Fitch Ratings ожидают, что в среднем в этом году цены на газ сложатся на уровне 100 долларов за тысячу кубометров, а в ближайшие три-пять лет постепенно восстановятся до примерно 200 долларов по мере того, как сбалансируются спрос и предложение.
С другой стороны, прогнозируют в международном агентстве, цены вряд ли достигнут 400 долларов за тысячу кубометров, как это было в 2013-2014 годах, потому что рынки газа становятся более связанными друг с другом.
«Если Беларуси удастся удержать цену примерно на текущем уровне, выгода от закупок газа в России станет более очевидной. Переход Беларуси к рыночным ценам с привязкой к нефти или по принципу “хаб-минус” может быть выгоден в моменте, но в перспективе приведет к существенному росту закупочной цены», — подчеркнул Дмитрий Маринченко.