Мечта белорусского работодателя — выйти в бизнес, где нет людей. А пока водителям погрузчика приходится платить зарплату больше тысячи долларов.
Существующие демографические проблемы: низкая рождаемость, отток населения в другие страны, прежде всего, в Россию — скоро обернутся для Беларуси острой нехваткой работников и непомерным ростом зарплат.
К 2015 году в стране, например, планируется открытие 40 логистических центров общей площадью 10 тысяч метров квадратных, а также 450 метров квадратных торговых площадей. Для обеспечения их жизнедеятельности необходимо около 27 тысяч рабочих.
— Откуда взять такое количество людей? — спрашивает руководитель консалтинговой группы «Здесь и Сейчас» Александр Паньков. По его мнению, привлечение мигрантов в Беларусь проблему нехватки трудовых ресурсов не решит.
Исследования, проведенные HeadHunter Беларусь, проект RABOTA.TUT.BY, показывают, что в Минске работодатели во многих сферах уже испытывают дефицит необходимых им кадров, а соискатели относятся к вакансиям избирательно.
— Соискатель узнает предварительную информацию о компании: каковы ее позиции на рынке труда, насколько она подходит для сотрудничества. Для 43% соискателей важно работать не в компании, которая является лидером в своем сегменте благодаря продукции/услугам, а в той, что зарекомендовала себя как хороший работодатель, — рассказывает руководитель регионального маркетинга компании HeadHunter (Москва) Татьяна Петрушенко
Не хватает рабочих, менеджеров по продаже и традиционно IT-специалистов. На последних, отмечает HR-директор компании «Альторос» Сергей Шамбер, спрос колоссальный.
— Мы уже давно забыли о том, что можно получать и рассматривать резюме. Нормой является, когда к нам приходит программист после двух лет коммуникации с ним. Кадровые агентства в этой сфере вообще не работают. При этом текучка IT кадров 20-30%, — отмечает специалист.
Что норвежцу плохо, белорусу хорошо
Нехватка работников грозит тем, что в Беларуси скоро будут платить сотрудникам не за компетенции, производительность, а за сам факт их существования «без привязки к квалификации», прогнозирует Александр Паньков. Рост зарплат в ближайшие годы будет отмечен по всем направлениям: в офисах довольствие увеличат на 30-40%.
Зарплаты IT-специалистов будут стремиться к европейским и американским.
— Большинство белорусских программистов уже работают на западных заказчиков, к зарплатам которых и приближаются белорусские. Единственное отличие — например, для норвежского работодателя принятие сотрудника в штат означает социальную ответственность за него. Вот почему белорус для него выгоднее, — поясняет Сергей Шамбер.
Но больше всех выиграют рабочие, зарплаты которых будут все выше и выше.
— Водители погрузчика уже зарабатывают в некоторых местах больше тысячи долларов в эквиваленте, — говорит представитель «Здесь и Сейчас».
Разгон зарплат, отмечает Александр Паньков, приведет к тому, что в некоторых отраслях и в Беларуси будут появляться зарубежные специалисты. Так в сфере логистики уже работают специалисты из Польши и Прибалтики. Сопоставима зарплата с прибалтийской и в розничной торговле.
Но в любом случае в любой отрасли есть потолок зарплат на данный момент.
— Например, возьмем швейников, — предлагает Паньков. — Если государство разгоняет зарплату из-за того, что нет людей, она доходит до 900 долларов — и в Беларуси нет легкой промышленности. Товар, произведенный в таких условиях, будет неконкурентоспособен.
Чтобы минимизировать потери от нехватки рабочих рук, работодатели идут на модернизацию, уменьшение зависимости от персонала, переход на автоматизацию процессов.
— Происходит движение к минимизации использования человеческих ресурсов, — констатирует Александр Паньков. — Мечта современного работодателя — выйти в бизнес, где нет людей. Однако современные тенденции вступают в противоречие с социальной политикой, декларируемой государством.
В такой ситуации становится актуальной проблема производительности труда. В госсекторе эта проблема стоит особенно остро.
— Производительность труда в Беларуси по оптимистичным оценкам отстает от европейской в три-четыре раза, а по пессимистичным — на некоторых предприятиях в шесть-семь раз. Все усилия необходимо направить на решение этой проблемы, для чего привезти в Беларусь технологии, автоматизировать труд, создавать новые компетенции, — перечисляет эксперт.
Высшее образование предлагают «обрезать»
Нехватка рабочих во многом связана с тем, что в обществе существует установка на получение высшего образования. На одного рабочего в Беларуси приходится три специалиста с высшим образованием.
Председатель госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждениях высшего и среднего специального образования Анатолий Рубинов на пресс-конференции 30 августа в Минске посетовал:
— В развитых странах хоть и отмечается высокая производительность труда, диспропорция рабочих и специалистов все равно не такая резкая, как у нас. В обществе создана атмосфера, что человек обязательно должен получить высшее образование. Необходимо поднимать авторитет рабочих специальностей и повышать планку для поступающих в вузы. Количество специалистов с высшим образованием должно быть меньше, но их качество — выше.
Необходимо повышать престиж высшего образования для его же эффективности, соглашается Александр Паньков. А значит, пусть искусственно, но уменьшать количество студентов.
— Высшее образование необходимо «обрезать». Многие не знают, куда идут, что будут делать через два-три года. Склады разгрузили, перекрестились и слава Богу. А современный подход строится на стратегии. Мне кажется, что если бы бизнес исходил бы из этого, то вынудил бы Министерство образования изменять подходы к образовательной политике. Если жить сегодняшним днем, будущего не будет, — уверен руководитель консалтинговой группы «Здесь и Сейчас».