Власти отправляют белорусский рубль в свободное плавание

Аналитика Экономика

Правила курсообразования на валютном рынке в Беларуси продолжают эволюционировать. Еще недавно, до 2014-го включительно, власти административно поддерживали курс рубля. Потом отказались от этой практики, но сохранили механизмы воздействия на валютный рынок, а теперь собираются избавиться и от них, пишет Дмитрий Заяц.

Эволюция курсообразования

В Основных направлениях денежно-кредитной политики говорится, что в 2019-м продолжится «совершенствование механизма курсовой политики в части расширения границ операционного интервала». Какие изменения скрываются за этими не для всех понятными словами?

Чтобы объяснить суть грядущих изменений, стоит напомнить, как менялся режим курсообразования в Беларуси в последние годы.

До 2014-го биржевые торги иностранными валютами в Беларуси проводились в режиме фиксинга. Суть его состояла в том, что перед началом торгов участники подавали предварительные заявки на покупку и (или) продажу валюты. В зависимости от складывающейся разницы между суммарными объемами принятых заявок на покупку и продажу валюты ведущий торгов (то есть биржа, собственником которой выступает Нацбанк) осуществлял повышение или понижение курса валют.

Поскольку до 2014 года государство стремилось сдерживать рост курса доллара, Нацбанк устанавливал тот валютный курс, который власти хотели видеть. При этом административное курсообразование приводило к снижению золотовалютных резервов, которые тратились для поддержания нужного курса.

После валютного кризиса на рубеже 2014-2015 годов власти стали отказываться от административного курсообразования, и летом 2015-го перешли на торги в режиме непрерывного двойного аукциона.

По сравнению с режимом фиксинга, при котором все сделки по одной иностранной валюте осуществляются по одному и тому же курсу, в ходе торгов в режиме непрерывного двойного аукциона сделки заключались по тому курсу, который покупатели и продавцы валюты считали рыночным.

С 2015 года Нацбанк перестал быть доминирующим игроком на валютном рынке и стал всего лишь одним из участников валютных торгов.

Последние четыре года дилеры Национального банка вмешивались в ход валютных торгов в исключительных случаях — когда случалась серьезная волатильность.

Валютная стратегия Нацбанка

В чем же будет выражаться «совершенствование механизма курсовой политики в части расширения границ операционного интервала», о котором написал регулятор в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2019 год?

По сведениям БелаПАН, сейчас Нацбанк вмешивается в валютные торги в том случае, если волатильность превышает допустимые ежедневные колебания обменного курса. Вмешательство центрального банка выражается в валютных интервенциях, чтобы сглаживать такие колебания.

В результате, население не видит в обменниках резких колебаний курсов валют, которые иногда случаются.

«За последние четыре года лимит интервенций, с которыми на рынок выходит Нацбанк, сокращен, а коридор, в пределах которых обменный курс может колебаться, расширен. В этом году такая тактика продолжится, а лимит интервенций, с которыми Нацбанк будет выходить на валютный рынок, продолжит сокращаться», — пояснил собеседник БелаПАН в банковских кругах.

Конечная цель изменений, которые реализует Нацбанк, — полностью обнулить вмешательство регулятора. В этом случае процесс курсообразования станет абсолютно свободным.

К чему приведут такие изменения?

Курс должен быть максимально гибким, то есть плавающим, чтобы процесс курсообразования не приводил к вымыванию резервов, говорит старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб.

«Если Нацбанк постоянно сглаживает валютные скачки, то это отрицательно сказывается на золотовалютных резервах. Чем меньше Нацбанк будет присутствовать на валютном рынке, тем больше на валютные шоки будет реагировать экономика и в меньшей степени это коснется золотовалютных резервов. Поэтому Нацбанк заинтересован в снижении своего вмешательства в валютный рынок», — отмечает Вадим Иосуб.

Кроме этого, аналитики обращают внимание, что гибкий обменный курс является условием перехода Нацбанка на режим таргетирования инфляции, с помощью которого регулятор собирается обеспечить ценовую стабильность.

«Как показал мировой опыт, одновременно управлять и ценами, и валютным курсом невозможно. Поскольку Нацбанк Беларуси собирается обеспечивать ценовую стабильность, от участия в процессе курсообразования он будет уходить», — прогнозирует старший аналитик Forex Club Валерий Полховский.

Вместе с тем эксперт ожидает, что в ближайшие годы присутствие Нацбанка на валютном рынке будет сохраняться.

«У нас отдельные компании, когда они единовременно пытаются купить или продать большой объем иностранной валюты, могут заметным образом влиять на обменный курс. Поэтому вряд ли мы скоро придем к тому, что дилерам Нацбанка совсем не придется выходить на валютный рынок», — прогнозирует аналитик.

К слову, в России, где и рынок больше, и валютных ресурсов много, центральный банк также выходит на валютный рынок, чтобы влиять в период высокой волатильности на динамику обменного курса.

«Можно ожидать, что белорусский Нацбанк будет стремиться отпускать курс рубля в свободное плавание. Однако маловероятно, что в среднесрочной перспективе внутренний рынок сможет полностью обойтись без участия центрального банка», — резюмировал Валерий Полховский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.