Немного об инсайдерских каналах
Последнее время получили широкое распространение различные телеграм-каналы, которые в режиме онлайн имеют возможность публиковать новости, которые порой и анонимно присылают подписчики о том или ином событии, происшествии, причем с существенным опережением СМИ, в том числе и электронных. Эти новости, зачастую и не подтвержденные, моментально разлетаются по сети Интернет, принося бешеную популярность владельцам каналов.
Так, публикация фотографии убитого сотрудника ГАИ в Могилеве и версий вокруг убийства позволила двукратно увеличить количество подписчиков телеграм-канала NEXTA всего за пару дней. Многие представители СМИ отмечали неэтичность публикации таких снимков (оставим этот момент в стороне). Однако, вопрос здесь не только к этичности блогера, но и к подписчикам, заинтересованным в такой информации.
Убийство сотрудника МВД действительно вызвало ажиотаж – заметно вырослизапросы по слову убийство и цыгане (первая слитая версия преступления; привет мифу о толерантности белорусов). Но, следуя данным Google trends, интерес в интернете был ограничен областью места преступления. Скорее всего, новость об убийстве начала переходить из уст в уста в Могилеве и заметная часть первой волны новых подписчиков указанного блогера из той же области. Значимость информации о преступлении частного порядка уменьшается с расстоянием до места преступления, что и подтверждают приведенные картинки (в том числе и детализация по городам запросов). А вот информация вроде фото трупа уже вне регионов. Как и «инсайдерская» информация.
Инсайдерские каналы будут иметь популярность в силу ряда особенностей человеческой психики:
— обладание «инсайдерской» информацией, полученной из канала, позволяет без усилий стать уникальным в своем окружении (мол, знаю то, что вы не знаете);
— инсайд заменяет необходимость аналитического мышления и приложения усилий к пониманию ситуации (что наиболее существенно в политике), ведь в канале уже дан ответ самый, так сказать, достоверный, ведь он же «изнутри», т.е. минимизирует умственные усилия при удовлетворении потребности в информации (что становится все более присуще молодой аудитории, которая составляет значительную долю ТГ, – объяснение сложного простым и эмоционально окрашенным; метафорически выражаясь, инсайдерский канал — это аналог Инстаграм для политики, простая картинка без текста и взаимосвязей);
— тяга части граждан к чему-то не освещаемому в СМИ по этическим причинам или запретному также способствует популярности таких каналов (как упомянутое фото трупов);
— информация в таких каналах появляется, как правило, оперативнее ввиду отсутствия необходимости проверки или аналитического осмысления, как то происходит в СМИ;
— PR месенджераТелеграм как максимально зачищенного повышает доверие к инсайдерским каналам, поскольку создается правдоподобность слива информации (мол источник в большей безопасности, а значит правдивее и уникальнее слив). Плюс Телеграм и в передаче информации напрямую без внешней аудитории как в соцсетях, т.е. создается дополнительная иллюзия общения тет-а-тет, информация в таком общении всегда воспринимается с большей достоверностью, чем из массового источника.
Инсайдерские каналы во многом становятся средствами манипулирования людьми в интересах групп или отдельных лиц, и поэтому обладают поддержкой с их стороны как контентом, так и финансами. Российские власти это поняли давно и поставили на свое вооружение. Для авторитарной власти такие каналы в плюс, поскольку власть в них предстает не как система, а как набор должностных лиц, в отношении которых проходит слив, т.е. переводит внимание масс с системы или президента на отдельных чиновников или группы (это современная реализация старой концепции «Царь батюшка хороший, бояре плохие»).
Нельзя исключать, что это может быть в той или иной степени использовано и белорусскими властями, причем не только администрацией президента, но и в конкуренции отдельных чиновников или структур.
Опубликовано Егор Лебедок Воскресенье, 19 мая 2019 г.
Опубликовано Егор Лебедок Воскресенье, 19 мая 2019 г.
Егор Лебедок