Как жить: с Путиным или без него?

Геополитика и безопасность

путинНа этой неделе президент Франсуа Олланд отправился в беспрецедентное мировое турне – во вторник он побывал в Вашингтоне, в четверг будет в Москве. Кроме того, он успел встретиться с главами правительств Великобритании, Италии и Германии, а также с руководителями ЕС и ООН. В финале в воскресенье ему предстоит встреча с председателем КНР Си Цзиньпином

Сразу после терактов в Париже Олланд призвал европейцев к солидарности в соответствии со статьей 42.7 Договора о ЕС. В ней говорится, что «в случае вооруженного нападения на территорию одного из государств остальные страны-члены должны оказать ей всемерную помощь и поддержку».

В европейских столицах мало кто помнил об этой статье. Почему Франция не обратилась за помощью к НАТО в соответствии с 5-й статьей Североатлантического договора, согласно которому нападение на одну из стран альянса считается нападением на весь альянс? «Потому что французские социалисты, просыпаясь по утрам, первым делом думают не о НАТО», – съязвил один высокопоставленный чиновник в Берлине.

Еще одной причиной было то, что Олланд хотел бы, чтобы в борьбе против ИГ участвовала и Россия. А операция НАТО обрекала бы эту попытку на моментальный провал.

Официально НАТО пока не играет никакой роли в борьбе против ИГ. Альянс не участвует в коалиции, которая насчитывает уже более 60-ти государств и международных организаций. Сейчас действия НАТО в этом направлении ограничиваются участием в тренировках и консультациях вооруженных сил региональных стран.

До сих пор США, Германия, Великобритания, Франция и Италия едины по поводу того, что санкции против России могут быть сняты лишь после того, как будут полностью выполнены условия Минских мирных соглашений.

В ближайшее время на это рассчитывать не приходится. Поэтому главы государств и правительств этих пяти стран «на полях» недавнего саммита G20 в Анталии договорились, что до конца года истекающие вскоре санкции будут продлены еще на шесть месяцев – до июля 2016 года.

Но, как бы то ни было, с Россией вновь начали говорить. Президент США Барак Обама встретился в Анталии с Владимиром Путиным, а Ангела Меркель и вовсе не прекращала диалог с ним. Теперь вот и Олланд отправится в Москву.

О том, насколько это важно, говорит инцидент с российским военным самолетом, сбитым во вторник ВВС Турции в сирийско-турецком воздушном пространстве. Инцидент легко может вызвать обострение отношений между Россией и НАТО – причем, именно в тот момент, когда обеим сторонам стоило бы сосредоточиться на общей цели: борьбе против варварства ИГ.

Самым важным органом, в рамках которого можно было бы обсудить и разрядить складывающуюся ситуацию, был бы Совет Россия-НАТО. Но из-за украинского кризиса его последнее заседание состоялось полтора года назад. Поляки, американцы и прибалты выступают против возобновления его работы. Впору хвататься за голову: зачем же существует Совет, если он не может собраться в самый разгар кризиса?!

Так что коалиции против ИГ с участием России в ближайшее время не будет. Успехом можно будет считать, если сторонам просто удастся лучше координировать свои действия.

Хотя российские власти с удовольствием воспользовались бы возможностью найти выход из международной изоляции посредством сотрудничества в Сирии. Российское министерство обороны на днях опубликовало фото бомбы, закрепленной под военным самолетом, участвующим в сирийской операции, на которой было написано: «За Париж!».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.