Кыргызстан: газ и ГЭС – плохой прогресс?

Геополитика и безопасность

KGZ_US_force4ersgrsg34g45Недремлющий радар американского внешнеполитического ведомства крайне чувствительно реагирует на любые геополитические инициативы России. В ответ на политику Кремля поступает незамедлительная реакция, выраженная, как правило, критикой в информационном поле. Один из последних примеров – предложение российского «Газпрома» по долгосрочному сотрудничеству, поступившее в адрес правительства Кыргызстана…

Удивительно, но что бы Россия ни делала в последнее время – все ее действия попадают под шквал критики. Готовится ко всемирной Олимпиаде – не нравится западноевропейским и заокеанским геям. Проводит проверку боеготовности на всем протяжении от Калининграда до Владивостока – слишком милитаризируется. Протягивает руку помощи соседним республикам бывшего СССР – хочет подмять под себя. С таким отношением в Госдепартаменте США скоро и вовсе сон потеряют, ведь там двадцать четыре часа семь дней в неделю беспокоятся о том, как бы донести американскую демократию во все уголки мира, ибо это лучшее средство для построения счастливого общества. А Россия со своими инициативами портит всю картину, нарушает планы американских миротворцев, лезет со своими инвестициями куда ее не просят. Вашингтон все чаще раздражается по поводу активности Москвы на международной арене. Но кто сказал, что Капитолийский холм – то самое место, которому весь мир обязан только кланяться?

По поводу инициативы «Газпрома» — суть в следующем: многомиллионные долги фактически обанкроченного национального оператора «Кыргызгаз» предлагается оплатить российской стороной в обмен на контроль газотранспортной сети – в модернизацию которой, кстати, «Газпром» намеревается инвестировать порядка 600 миллионов долларов.

Вашингтон при этом выразил крайнюю обеспокоенность, судя по мгновенным откликам в прессе. Так, на одном из интернет-порталов опубликован материал под заголовком «Соглашение с «Газпромом» – благо или зло для Бишкека?». В данной статье отражены переживания по поводу рисков окончательной потери экономической независимости Кыргызстана, чье правительство готово пожертвовать интересами республики ради интересов Москвы.

К подобной озабоченности можно относиться с уважением – но только в том случае, если автор искренне заинтересован в развитии Кыргызстана как своей по-настоящему независимой во всех отношениях Родины. Но объективная реальность такова, что нынешнее политическое и экономическое положение республики описывается в плоскости скорее кризисных терминов, и патриотическими лозунгами такую ситуацию не спасти.

К вопросу о реальной независимости

Разумеется, ни для кого не секрет, что Кыргызстан в плане газового обеспечения не самостоятелен, масштаб собственной добычи мизерен, и республика закупает для своих нужд газ в Казахстане и Узбекистане. Для этого требуются весьма солидные бюджетные средства. Куда в последние годы исчезали деньги со счетов «Кыргызгаза», заработавшего реноме постоянного должника перед поставщиками – вопрос отдельный. Жителям республики, истощенной «цветными» революциями, куда важнее получить ответ на другой вопрос: когда в домах появится бесперебойное тепло и электроэнергия?

Неужели кыргызам рвутся помогать соседи-поставщики? Согласно традициям международной практики, за товар нужно платить, тем более, если это такие крайне важные энергоресурсы, как газ. Ташкент и Астана формально рады бы снабжать голубым топливом своего обессиленного соседа, но на масштабное сотрудничество с Бишкеком ни Казахстан, ни Узбекистан не пойдут – и отнюдь не потому, что рискуют снабжением в долг. В первую очередь, подобная «щедрость» не соответствует взгляду Вашингтона на «правильную» многовекторную политику своих центральноазиатских подопечных. Ведь Кыргызстан в одном шаге от окончательного запрета на американское присутствие на своей территории, Кыргызстан развивает сотрудничество с Россией в военно-оборонном направлении, кроме того, в перспективе между РФ и Кыргызстаном – реализация совместных планов по строительству нескольких ГЭС.

Фактически, реальную помощь Кыргызстану оказывает уже долгое время лишь Россия. В виде списанных долгов, в виде поставок нефтепродуктов и оборудования для энергетической отрасли. Естественно, Вашингтон не может остаться в стороне, бессильно наблюдая, как Кыргызстан выстраивает отношения со своим северным соседом. Проиллюстрируем эту обеспокоенность на конкретном примере из выше указанной интернет-статьи.

 «…Кыргызстан просто заменил зависимость от Казахстана и Узбекистана на подчиненное положение по отношению к России. Доверить Кремлю выступить в роли благодетеля – «политически опасный шаг», полагает политолог Американского университета в Центральной Азии Эмиль Джураев. На его взгляд, заключение данного соглашения является еще одним шагом в направлении «вассализации» Кыргызстана».

Риторика эксперта ожидаема и понятна. Ничего, кроме «вассализации», по мнению проамериканского аналитика, Бишкеку с Москвой не светит. В таком случае возникает вопрос: а что за последние 20 лет для Кыргызстана сделали Соединенные Штаты, раз уж они так обеспокоены судьбой «молодой демократии»?

Жертвы эксперимента по управлению хаосом

Сотрудничество в военно-политической сфере было сконцентрировано вокруг авиабазы «Манас». За долгие годы реализации данного совместного проекта выгоду смогла получить только американская администрация да коррумпированная (не без очевидного потакания со стороны последней) верхушка местной знати. Обещанные американцами рабочие места и развитие инфраструктуры так и остались чисто символическим жестом. Население Кыргызстана, кроме экологического ущерба и скандалов по поводу возмутительных нарушений закона со стороны гостей, более ничего не получило.

Кыргызстан – не единственный пример в Центральной Азии. С превеликим трудом сорванный с естественной орбиты геополитического сотрудничества с Россией Узбекистан после выхода из ОДКБ был обласкан обещаниями американцев оставить щедрый (с их точки зрения, разумеется) подарок в виде транспортной техники и оборудования, оставшегося после вывода войск из Афганистана. О том, что у Вашингтона нет денег на доставку домой откровенно изношенной рухляди, Госдепартамент скромно умалчивает. Зато Белый дом не преминет в качестве дополнительного «бонуса» навязать Ташкенту содержание базы инструкторов и ремонтников. Это, как предупреждают многочисленные эксперты по центральноазиатскому региону – отличная приманка для Талибана и других экстремистов. Населению, кроме новых бедствий и еще более глубокой нищеты, не светит ничего.

Вернемся к проблемам Бишкека. Может быть, в сфере гуманитарного сотрудничества у США и Кыргызстана есть примеры для подражания?

Расплодившиеся за 20 лет в беспрецедентном количестве разнообразные неправительственные организации, существующие на иностранные гранты, оставили заметные следы лишь там, где платились деньги за превращение демократических выборов в грубейший фарс. До сих пор денежные потоки не иссякают в отношении «гуманитарных» проектов, призванных искоренить многовековые национальные традиции кыргызов и насадить «толерантность» в виде поддержки ЛГБТ-сообществ. При этом вина за постоянное падение жизненного уровня народных масс и связанные с этим деструктивные социально-экономические факторы благополучно сваливается на «неправильное руководство» страны. Кыргызстан захлестывают волны безработицы, проституции, торговли детьми – а заокеанские «учителя демократии» равнодушно взирают на это, позволяя транснациональным корпорациям выкачивая из республики природные и человеческие ресурсы.

Кстати, о людях. Много ли обездоленных кыргызов приняла у себя щедрая Америка, в сравнении с миллионами гастарбайтеров, вынужденных искать средства на пропитание своих семей в соседней России? Вопрос риторический.

Соединенным Штатам на самом деле не нужен сильный и экономически независимый Кыргызстан. Как не нужны им и другие сильные и независимые республики Центральной Азии. Ведь в этом случае американская администрация не сможет договориться с представителями власти на местах для осуществления геополитики США. Вот почему вся «забота» со стороны янки заключалась в поддержке отдельных авторитарных режимов при полном игнорировании нужд обнищавшего населения. Разделять, сталкивать лбами, подкупать, насаждать страх и неуверенность в завтрашнем дне. Ничего не напоминает? Тем же, кто до сих пор еще способен испытывать иллюзии по поводу «светлого будущего», обещанного Вашингтоном, лишний раз следует обратиться к фактам из новейшей истории некогда независимых государств Центральной и Латинской Америки.

Что дальше?

Сегодня США демонстративно наращивают военное сотрудничество с Казахстаном, организуя совместные военные учения и добиваясь гарантий усиления «дружбы» во всех сферах на годы вперед. Много ли шансов у талантливого политика Нурсултана Назарбаева, который в свое время консолидировал общество, на то, что перспективы дальнейшего благополучного развития Казахстана останутся незыблемыми? Что будет делать Астана после 2014 года со своими границами, через которые в массовом порядке начнут просачиваться экстремисты, террористы, торговцы наркотиками и разнообразной контрабандой? Неужели для защиты от всего этого придется откровенно обращаться к США за помощью?

Что ж, Вашингтон будет только рад подобному сценарию. Ведь наложить лапу на один из важнейших стратегических регионов XXI века, подчинив своему контролю громадные территории от Каспия до Тибета, не просто желание – а реальная задача, поставленная перед американскими политиками и военными.

Представим, что Кыргызстан окончательно согласился принять помощь от России. Представим, что благодаря российским инвестициям (а других не подразумевается – Вашингтон, кроме турецких денег, другой помощи оказывать не велел) в республике начнется реальное, а не пустословное восстановление и развитие экономики. Нужен ли Соединенным штатам уверенный и независимый от заокеанского влияния Бишкек? Вписывается ли это в планы американской военно-политической стратегии?

Данные вопросы весьма очевидно рискуют получить статус риторических…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.