10 июня пресс-секретарь Министерства обороны Беларуси Владимир Макаров сообщил, что белорусское военное ведомство изучает информацию о якобы сбитом под Мстиславлем российском беспилотнике. «В настоящее время оснований для комментариев не имеется», – добавил он.
Стоит отметить, что ранее на просторах белорусского интернета появилось сообщение, в котором, со ссылкой на очевидца, указывалось, что «под Мстиславлем белорусские военные сбили российский беспилотник». Буквально в считанные часы данная новость стала сенсационной находкой для ведущих информационных ресурсов не только у нас в стране, но и в России и Украине. При этом никого не удивил тот факт, что «случайный очевидец» Валентин смог самостоятельно, без помощи специалистов, разобраться в типе летательного аппарата, его тактико-технических характеристиках и принадлежности. И все же в данной истории слишком много странностей.
Предположим, данный беспилотник действительно российский, на что намекает близость границы с Россией. Мало того, судя по описанию аппарата на сайте производителя, он предназначен для ведения «аэро- и фотосъемки, площадных и линейных объектов, оценки радиоэлектронной обстановки, в том числе обнаружения источников помех и измерения диаграммы направленности антенных систем». И скорее всего, как раз и занимался производством аэро- и фотосъемок где-нибудь в Смоленской области. Затем, вероятно, в ходе ошибки оператора потерял управление, пересек белорусскую границу и рухнул на территории Беларуси. Даже беглый осмотр беспилотника (представленного на фотографии) позволяет предположить, что он упал сам – положение рулей высоты на хвостовом оперении и элеронов на крыльях указывают на то, что аппарат производил резкий набор высоты. Это могло быть связано либо неполадками в управлении, либо с ошибкой оператора.
Но версия о том, что российский беспилотник был сбит белорусскими военными, вообще не выдерживает никакой критики. Скажем прямо – под Мстиславлем просто некому его подбить. Тем более, если бы по летательному аппарату таких скромных размеров отработали подразделения ВВС и войск ПВО Беларуси, то очевидец бы собрал только несколько кучек теплых обломков, а не любовался бы на упавший самолет.
Так что можно смело утверждать, что беспилотник, возможно действительно российский, осуществлявший фото- или видеосъемку над территорией России, после упал уже на территории Беларуси (или операторы его вынужденно посадили). Подобные явления вовсе не являются чем-либо сенсационным в авиации. Но истерия, нагоняемая западными СМИ вокруг ситуации на Украине, сделала свое дело – рядовой инцидент с беспилотником стал чуть ли не детективной историей, в которой стали фигурировать белорусские и российские военнослужащие. Наверное, просто кому-то выгодно их поссорить.