5 марта, премьер-министр Украины Арсений Яценюк заверил руководство Минобороны, что правительство намерено принять решение о дополнительном финансировании вооруженных сил. Кроме того, он заявил, что армии нужны новое вооружение, кадры и подходы в оборонной доктрине. Однако, сколько средств потребуется на развитие вооруженных сил и откуда они возьмутся, премьер-министр не уточнил.
Очевидно, что в сложившейся экономической ситуации, когда со слов самого Яценюка – казна пуста, с каждым днем растет долг за российский газ, необходимы средства для выплаты пенсий, социальных пособий, заработной платы госслужащим и на другие социально значимые нужды общества, и когда, по оценкам мировых экспертов, украинская экономика находится на грани дефолта, заявления главы украинского правительства иначе как популизмом и не назовешь.
Впрочем, у новой власти нет другого выхода, кроме как взывать к поддержке военных. Это один из государственных институтов Украины, более менее сохранивший стабильность в перипетиях очередной революции и обладающий реальной силой, на которую могут опереться «революционеры».
В то же время, большинство украинских военных колеблется в своем выборе (в случае дальнейшей конфронтации с Россией), так как свежо в памяти предательство властью беркутовцев и внутренних войск, честно выполнивших свой долг перед народом.
Украинские военные уже сыты по горло обещаниями, сменявших друг друга правителей. Их двадцать лет держали на «голодном пайке». И сейчас от них требуют направить оружие на братьев-славян. И кто требует? Те, кто расстреливал и жег силовые структуры только за то, что они выполняли служебные обязанности? Те, кто ходит с фашистскими символами?
Можно не сомневаться, что западные страны, в первую очередь США, найдут возможность поддержать вооруженные силы Украины – финансово и материально. Но цель этой поддержки очевидна – стравить ранее братские народы, не допустить роста могущества Москвы.
Ющенко, Тимошенко, Янукович и им подобные – сколько раз громогласно объявляли о реформе армии? Утонут и эти призывы в волнах Черного моря. Новая украинская власть тоже вспоминила о вооруженных силах лишь тогда, когда нужно самоутвердиться в обществе.
А очередные призывы о необходимости вступления Украины в НАТО лишний раз подчеркивают, что «майдановцы» только и ждут того, чтобы украинская армия стала придатком Пентагона в политических миссиях в горячих точках планеты. Но это никак не соответствует двадцатилетней политике Украины о неблоковом статусе государства.