Что писали газеты 1918 года о провозглашении независимости БНР?

История

465540099В ночь с 24 на 25 марта 1918 года 3-й Уставной грамотой Всебелорусского съезда была объявлена Белорусская народная республика. Это событие произошло в здании Крестьянского поземельного банка на улице Серпуховской (теперь Володарского, 9).

Официально этот день в Беларуси не отмечается, но представители демократической общественности ежегодно празднуют его как День Воли. TUT.BY заглянул в архив и проанализировал, как это событие освещали СМИ в 1918 году.

3-я Уставная грамота объявляла территорией БНР все земли, где «живет и имеет численное превосходство белорусский народ: Могилевщина, белорусские части Минщины, Гроденщины, Виленщины, Витебщины, Смоленщины, Черниговщины и смежные части соседних губерний, заселенные белорусами». Подтверждая права и свободы своих граждан и народов, БНР пыталась реализовать независимость при помощи внешних сил, выражая надежду, что «все любящие свободу народы помогут белорусскому народу в полной мере реализовать его политически-государственные права».

Кроме того, важным пунктом было заявление о том, что с возникновением БНР теряют силу прежние государственные договоренности, в том числе мирный договор в Бресте, подписанный «чужым урадам», «што забівае на сьмерць беларускі народ, дзелючы зямлю яго на часткі». Речь идет о Брест-Литовском мирном договоре, подписанном большевистской властью 3 марта, по которому большая часть белорусской территории от России к западу от линии Двинск-Пружаны переходила Германии. В Уставной грамоте БНР обязывалась добиваться пересмотра положения Беларуси в интересах неделимости и единства.

«Цяжка стало на Беларусі, — цяжка і сумна, як у гасподзі абездоленаго. Зруйнованы гарады, папалены вескі, разубраны сады, павырубаны дзядоускія пушчы. І як з руін заніпаду, як з ложа пакуты устае Беларусь і голасам полным жалю і налюдзкае мукі абвешчае сьвету, што жыве яна і жыць хоча і жыць яна будзе», — описывает газета «Вольная Беларусь» Язэпа Лёсика положение Беларуси 31 марта 1918 года. «Вышэй памяненым актам аб нізалежнасці, беларускі народ на увесь сьвет надае голасна знаць аб сабе [… ]. Гвалтам расійскіх цароу народ беларускі быу так прыціснуты, што ні мог вольна і адважна развіваць свае нацыянальна-культурнае багацце, сваю духоуную істоту. Праз асіміляцыю ён стау толькі цестам, з якога царскія чыноунікі мясілі, што сабе хацелі, абы толькі стау ен «искони русскимъ и православнымъ», — сообщает «Вольная Беларусь».

Газета также сравнивает положение Беларуси до свержения царской власти и после прихода к власти большевиков, видя разницу лишь в именах, а не действиях двух властей. Вспоминает она на своих страницах и витебский эпизод, когда к расстрелу приговорили военную раду – «группу простых крестьянских сыновей», преследуя цель уничтожить все национальные организации на территории Беларуси.

«У смяртэльны момэнт свой, ен (беларускі народ. — TUT.BY) вольна і адважна павінен галасіць аб сваім жаданні жыцця, аб сваіх сувэрэнных правох рабіць за сябе усе, што яму трэба сваім уласным імям, без усялякіх апекуноу, быць самому кіраунічым у сваіх нацыянальных і соцыяльных інтарэсах», — заявляет издание. С Уставной грамотой, как считает «Вольная Беларусь», белорусы получили возможность сами за себя говорить как нация, а не как «провинция лоскутного государства».

Стоит заметить, что газета не поддается эйфории радости и осторожно делает вывод, что независимо от того, признают другие страны белорусское государство или нет, «белорусский народ теперь всегда будет знать о своей суверенности, свободе и независимости».

Независимость БНР признали на тот момент Украина, Турция, Чехословакия, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Грузия, как сообщает «Беларуская крыніца» в марте 1991 года. Однако многие страны, в том числе страны Антанты и кайзеровская Германия не признали республику. Был введен паспорт гражданина БНР, узаконена государственная символика — бело-красно-белый флаг и герб «Погоня», государственным языком стал белорусский.

Но у БНР не было своей армии, органов власти на местах, судебной и финансовой системы. В ряде европейских стран были открыты диппредставительства БНР. Кроме того, на территории БНР провозглашалась свобода слова, печати, собраний, забастовок, безусловная свобода совести, неприкосновенность личности и помещения. Также декларировалось равенство всех языков народов Беларуси, право на национально-личностную автономию. Любопытно, что право частного владения землей отменялось, и земля передавалась тем, кто сам на ней работает. Леса, озера и недра земли становились собственностью БНР. Последним пунктом обращения к народу закреплялся 8-часовой рабочий день.

Республика планировала развиваться дальше и строила грандиозные планы: объединить все части Беларуси и осуществить социальные реформы в интересах рабочего народа. БНР в обращении к земским городским самоуправлениям призвала их разделить с ней ответственность и работу и поддержать морально и материально.

Сложность положения Беларуси в то время можно проиллюстрировать тем фактом, что в одной и той же газете рядом была напечатана уставная грамота БНР, в которой говорилось о свободе и правах белорусского народа, и ниже публиковался перевод немецко-польской программы соглашения. В ней описывался ход переговоров двух стран, которые методично и спокойно делили те же территории, которые включала в себя БНР.

Газета «Вольная Беларусь» в заключение оптимистично заявляет, что для Беларуси это добрый знак: «ні можа быць ніякай споркі, што са стараны фельдмаршалка Гіндэнбурга (который и вел переговоры с польской стороной. – TUT.BY) трудна спадзевацца прыхільных адносін да польскіх хаватных пляноу». Возникнув в момент ослабления двух сторон и желая выжить, правительство БНР было вынуждено сотрудничать с немецкими, литовскими властями, балансируя на конфликте интересов Германии, Литвы, Польши и России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.