Налоговый маневр в России подталкивает белорусские власти к рассмотрению альтернативных вариантов экспорта нефти, считает экономический обозреватель Александр Ярошевич.
К 2024 году в России обнулят экспортные пошлины на нефть и одновременно повысят пошлины на добычу полезных ископаемых. Это значит, что цены на российскую нефть для Беларуси сравняются с мировыми, а маржа переработки снизится.
«На сегодняшний день наиболее премиальна, конечно, российская нефть. Но из года в год она будет терять эту премиальность, приходить к мировой цене. В концерне создана рабочая группа, которая на постоянной основе ведет переговоры по различным поставщикам, по различным сортам нефти и так далее. Это вопрос у нас всегда в горячем резерве», — рассказывал журналистам председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков.
Тему альтернативных поставок нефти на недавнем совещании поднимал и Александр Лукашенко. Он напомнил, что в этом году должна завершиться модернизация двух нефтеперерабатывающих заводов, после чего надо открыть альтернативную поставку нефти через прибалтийские порты.
«Если литовцы не согласны — с латышами договориться и закупать эту нефть. Перерабатывать на Новополоцком нефтеперерабатывающем заводе и обеспечивать балтийские республики», — сказал глава Беларуси.
В свое время, на пике очередного конфликта с Москвой, Беларусь поставляла через Прибалтику нефть из Венесуэлы. Через Украину завозилось сырье из Азербайджана и Ирана.
Как говорят специалисты нефтяной отрасли, купить на рынке нефть для Беларуси — не проблема. Проработаны и логистические решения, и заводы могут переработать около двух десятков различных сортов. Вопрос всегда лежит в экономической плоскости.
Но поставки альтернативной нефти принесли нашей стране положительный опыт, заверяли в Белорусской нефтяной компании. На «Нафтане», где перерабатывали иранскую нефть, отмечали, что «экономика в условиях хозяйствования, которые были созданы государством, была положительной по переработке этой нефти».
Правда, альтернативная нефть всегда закупалась только на фоне споров с Россией в энергетической сфере. Некоторые наблюдатели расценивали такие действия Минска как способ сделать Москву более сговорчивой в переговорах.
И сегодня искать альтернативную нефть Беларусь вынуждает российский фактор.
«Сейчас для белорусской стороны есть возможность получать более дешевую российскую нефть, потому что при поставках российской нефти в Беларусь экспортная пошлина не взимается. Это дает белорусским переработчикам некую льготу в размере этой пошлины. Но она каждый год будет снижаться. Соответственно, будет уменьшаться эта льгота. Без нее белорусским заводам после 2024 года будет все равно, где покупать нефть. В России она будет стоить столько же, как и на мировом рынке, поэтому это, скорее всего, не шантаж, а поиск альтернатив в тех условиях, в которые сейчас поставлена белорусская сторона», — сказал в комментарии для Naviny.by начальник отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters KORTES Александр Шкурин.
По его мнению, целесообразность альтернатив будет определяться белоруской стороной с учетом цены на нефть и стоимости доставки.
«Если бы украинская сторона пошла на предоставление некоторых льгот при транзите нефти по своей трубопроводной системе в сторону Беларуси, это позволило бы найти альтернативные маршруты. К тому же Казахстан, увеличивающий объемы поставок через Каспийский трубопроводный консорциум, заинтересован в увеличении покупок собственной нефти. В общем, Беларусь продолжит искать альтернативы, но вопрос экономики будет важен», — подчеркнул Александр Шкурин.
А экономика, по прикидкам российского независимого ценового агентства Argus Media, такова — маржа переработки альтернативных сортов вполне может быть положительной, но в любом случае российская марка Urals будет самой эффективной.
«Даже за счет логистики все равно Urals будет привлекательнее», — отметил в комментарии для Naviny.by вице-президент по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Балтии Argus Media Виктор Парно.
Но, допустил он, Беларусь может диверсифицировать источники, чтобы целиком не зависеть от российской нефти. Так делают страны, чтобы обезопасить себя. К тому же так будет легче вести переговоры с Россией.
«Демонстрация того, что есть альтернатива в поставках нефти, будет являться некоторым рычагом в переговорах с российской стороной», — считает Александр Шкурин.