Алар Карис: кто стал новым президентом Эстонии

Аналитика

Депутаты парламента Эстонии выбрали нового президента страны. Главой государства станет директор Национального музея Эстонии Алар Карис. Впервые после вступления Эстонии в НАТО и Евросоюз президентом избран человек без серьезных связей и опыта работы на Западе. Зато с идеологической подкованностью нового президента все в порядке: предыдущая должность Алара Кариса предполагала глубокое понимание идеологических основ эстонской гуманитарной политики, таких как доктрина «советской оккупации» или концепция «Эстонии эстонцев».

Предыдущие президенты Эстонии удостаивались высшего поста в государстве прежде всего за счет того, что обладали «проходимостью» в Брюсселе. Это качество было особенно важно для первого лица дотационной Эстонии, представляющего республику в Европейском совете.

Керсти Кальюлайд пришла в президентскую резиденцию Кадриорг из Европейской счетной палаты, где она занималась аудитом сельского хозяйства ЕС. Бывший до нее 10 лет президентом Тоомас Хендрик Ильвес перед избранием на высший пост возглавлял МИД и вел переговоры о вступлении Эстонии в Евросоюз.

В случае нового президента Алара Кариса обошлись без серьезных международных контактов.

Директор Национального музея Эстонии — не Бог весть какая позиция, чтобы обрасти влиятельными знакомствами на Западе. До музея 5 лет была куда более важная должность: государственный контролер Эстонии.

Но в целом биография Кариса — не политическая. Биолог по образованию, работал на кафедре зоологии в Университете Тарту, возглавлял Университет Тарту.

Избрание президентом такого человека является компромиссным решением. На малозначимый в плане полномочий, но стратегически важный для международного общения пост президента рассматривались куда более влиятельные кандидатуры. Видимо, решили, что раз Эстония — парламентская республика, то и связи с Евросоюзом должны замыкаться на правительство Каи Каллас.

За президентом же останутся одни церемониальные функции. Перерезать ленточки — в прямом и переносном смысле. Произносить положенные эстонской государственной идеологией правильные слова.

Благо с этим у Алара Кариса все в порядке.

Предыдущее место работы президента Эстонии предполагает идеологическую подкованность и глубокое понимание основополагающих принципов постсоветской республики.

Эстонский национальный музей — один из естественных проводников исторической политики, которая включает в себя и доктрину «трех оккупаций», включая «советскую оккупацию», и концепцию «Эстонии эстонцев», представляющую Эстонию как мононациональное государство, в котором русское меньшинство не может иметь те же языковые и образовательные права, что и эстонское большинство.

Все эти вещи — «красные линии», за которые в эстонской политике заходить нельзя. Либо подписываешься под этими «красными линиями», либо станешь изгоем. Не приходится сомневаться, что Алар Карис подписался под сакральными тезисами эстонской идеологии. В противном случае его кандидатуру просто не согласовали бы на пост президента.

Что означает для Эстонии политически маловлиятельный, но идеологически подкованный глава государства?

Перспективу новых информационных баталий с Россией по поводу «советской оккупации», «российской агрессии», «имперских амбиций» и прочих столь же увлекательных для эстонского националистического электората вещей.

Справедливости ради, пока избранный глава государства высказывается по этим вопросам дипломатично, сдержанно и корректно. Но ведь ему неизбежно предстоит отвечать на вопрос, который витает над Эстонией все 30 лет ее «второй независимости»: зачем этой стране вообще президент, если он не имеет реальных полномочий, не несет ни за что ответственности, не избирается народом и не является в силу этого выразителем его интересов?

Ответ на этот вопрос всегда был один: глава государства в Эстонии выражает государственную идеологию и формирует концептуальные основы внутренней и внешней политики.

А основы эти в постсоветской Эстонии — антирусские и антироссийские.

Если президенту страны нечем утвердить свою нужность, кроме акцентирования внимания на этих основах, то именно этим он будет вынужден заниматься вне зависимости от того, какое у него лично отношение к России и к русским.

Должность обязывает.

Александр Носович

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *