База дронов на Кипре сделает Турцию ещë более агрессивной в регионе

Аналитика Геополитика и безопасность Новости

Выступая 19 мая 2021 года перед молодëжной аудиторией, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объяснил турецкое военное вмешательство на Кипре, в Восточном Средиземноморье и в Ираке, а также свою поддержку палестинского движения ХАМАС. «Турция для нас — это не 780 тысяч квадратных километров. Турция повсюду для нас», — сказал он. Затем турецкий лидер объявил, что 20 июля посетит северную часть Кипра: «Послания, которые мы передадим с Северного Кипра, касаются не только острова, но и всего мира». Об этом в своей публикации от 30 мая пишет сотрудник Американского института предпринимательства (штаб-квартира в Вашингтоне) Майкл Рубин.

В то время как Реджеп Тайип Эрдоган намекнул в своей речи, что он объявит о крупной газовой находке в кипрских водах, он также может объявить о новых односторонних шагах в Вароше, когда-то оживленном курортном городе острова, который был эвакуирован на фоне турецкого вторжения и кампании этнических чисток. Турция вторглась на Кипр в 1974 году и менее чем через десять лет создала марионеточное государство — Турецкую Республику Северного Кипра — в оккупированной зоне. Хотя Вооружëнные силы Организации Объединенных Наций по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК) служат на острове уже более полувека, ни ООН, ни различные инициативы Запада не решили ключевой вопрос: продолжающуюся оккупацию Турцией, отмечает Майкл Рубин.

В то время как некоторые турецкие апологеты оправдывают присутствие Анкары как защиту от предполагаемой греческой этнической чистки на острове, это игнорирует тот факт, что греческий режим, чьи усилия по аннексии Кипра в середине 1970-х гг. спровоцировали действия Турции, пал в течение нескольких дней после турецкого вторжения, что сделало недействительной любую причину для нахождения здесь турецких войск. Между тем международное сообщество продолжает признавать, что все воды Кипра принадлежат правительству киприотов-греков.

Хотя Эрдоган склонен к бахвальству, его нынешние действия на Кипре отличаются от предыдущих, продолжает американский эксперт. 16 декабря 2019 года Исмаил Демир, глава Управления оборонной промышленности Турции, объявил, что Анкара доставила свои первые беспилотники из западной турецкой провинции Мугла в аэропорт Лефконико — или на авиабазу «Гечиткале» в Северном Кипре, которую Турция модернизировала. С того времени турецкая армия продолжает превращать Лефконико в базу дронов. Как объяснил на прошлой неделе Эрдоган , «сейчас на Кипре два аэропорта: один Эркан, который знают наши граждане в Турции, а другой, который был там раньше, но теперь имеет новое имя (Гечиткале), в который мы передаем наши беспилотные летательные аппараты».

Первоначально Турция использовала свою базу беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на севере Кипра для наблюдения, поскольку еë суда сейсморазведки занимались изысканиями газа и нефти в кипрских водах, но после модернизации Лефконико она переместила на базу множество боевых дронов, таких как Bayraktar TB2. Турция ранее использовала «Байрактары» против курдских целей в Ираке и против сил, лояльных ливийскому маршалу Халифе Хафтару. В то время как Эрдоган долгое время выступал против Израиля и Египта и стремился вторгнуться в Ливан и сектор Газу, его новая база дронов на оккупированном Кипре теперь помещает и ту, и другую территорию в диапазон действия разведывательно-ударных БПЛА.

Турция уже нарушила региональную безопасность, заявив права на греческие острова и посягнув на воды не только Кипра, но также Греции и исключительной экономической зоны Израиля. Соединëнным Штатам, Европейскому союзу, Израилю и умеренному арабскому блоку следует ожидать, что турецкая агрессия и нарушения вскоре станут намного более серьëзными, предупреждает Рубин.

Заместитель госсекретаря США Венди Шерман посетила Анкару 28 мая 2021 года. В интервью местной газете Hürriyet она заявила: «Отношения с Турцией очень важны для США. Турция является партнëром НАТО, стратегическим союзником».

Возможно, президент Джо Байден, госсекретарь Энтони Блинкен и Венди Шерман полагают, что такая риторика успокоит Эрдогана, но у этого есть и обратная сторона: подобная похвала убеждает Эрдогана в том, что Соединëнные Штаты слабы и будут склонны к потаканию дальнейшей агрессии со стороны Турции, заключает Майкл Рубин.

Напомним, Афины и Анкара имеют давние противоречия, начиная от разделённого острова Кипр и заканчивая правами на разведку энергоресурсов в Эгейском и Средиземном морях. Напряжённость обострилась в августе прошлого года, когда Турция направила своё судно для сейсморазведки в район Восточного Средиземноморья, на который претендует Греция. Афины защищают свои территориальные воды и исключительную экономическую зону, в частности вокруг острова Кастелоризо, находящегося в непосредственной близости от турецкого побережья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.