Война внутри НАТО, как выясняется, вполне возможна — но не завтра

Аналитика

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган может довести до войны конфликт с Грецией, утверждает американское издание 19FortyFive.

Такое развитие событий, по мнению авторов, возможно в случае выхода внутриполитической ситуации в стране из-под контроля.

«Если Эрдоган сочтет, что ему суждено проиграть на выборах с отрывом, слишком большим для того, чтобы его можно было преодолеть с помощью мошенничества, то он спровоцирует кризис и объявит чрезвычайное положение в стране», — говорится в публикации.

В конце августа стало известно, что Греция навела ракету российской системы ПВО С-300 на турецкие военные самолеты F-16. Радар сопровождения целей и наведения ракет системы С-300, расположенной на Крите, зафиксировал ракету класса «земля-воздух» на истребителях в момент выполнения разведывательной миссии в трех километрах к западу от острова Родос.

Куда более серьезный инцидент произошел в сентябре, когда Береговая охрана Греции открыла предупредительный огонь по судну, вошедшему в территориальные воды страны. По информации греческой стороны, судно, которое подозрительно двигалось в пределах национальных территориальных вод, взяло курс к северу от острова Лесбос, оно не остановилось после соответствующего требования капитана патрульного катера, и началась погоня, в ходе которой были произведены предупредительные выстрелы. После чего судно вошло в турецкие территориальные воды и направилось в сторону побережья Турции.

В Турции в то же время заявили, что огонь был открыт в международных водах неподалёку от турецкого острова Бозджаада. Анкара потребовала расследования.

Стоит отметить, что инциденты с нарушением воздушного и морского пространства обеих стран и открытием огня происходят регулярно. Связаны они, главным образом, с нерешенными между странами территориальными спорами относительно суверенитета и смежных прав в акватории Эгейского моря и воздушного пространства над ней. Этот спор дважды — в 1987 году и в начале 1996 года — приводил к кризисным ситуациям, близким к вспышке военных действий между двумя государствами. В 1998-м обе страны были близки к преодолению напряжённости через осуществление ряда дипломатических мероприятий, однако конфликт не решен до сих пор. Сегодня спор осложняется еще и открытием газовых месторождений в восточном Средиземноморье, на которые претендуют обе стороны.

Стоит также напомнить, что Анкара и Афины в прошлом веке воевали друг с другом в 1918—1922 гг., а также в ходе кипрского конфликта, который до сих пор не разрешен и грозит вспыхнуть с новой силой в любой момент.

В этих условиях война между греками и турками вовсе не представляется чем-то фантастическим. Другой вопрос, что оба государства состоят в НАТО, а США совершенно не нужны внутренние конфликты среди своих вассалов. При этом США не скрывают своей нелюбви к Эрдогану, они участвовали в организации неудавшегося переворота в 2016-м и явно готовы повторить, в случае, если не удастся убрать турецкого лидера через выборы. Скорее всего, слухи о том, что Эрдоган готов начать войну, распространяются американскими СМИ как раз для его дискредитации.

— Война на сегодняшний день маловероятна, — уверен доцент Финансового университета при Правительстве России Геворг Мирзаян.

 — Да, уровень противостояния между Турцией и Грецией достаточно высок. Он касается не только обстрела корабля, но и территориальных вопросов, а также акватории. Однако всё-таки обе страны являются членами НАТО. Соединённые Штаты не допустят прямой войны между ними, особенно в нынешней ситуации. А Эрдоган не пойдёт поперёк американского мнения в этом вопросе.

«СП»: — На что реально готов пойти Эрдоган в случае поражения? Или спокойно отдаст власть?

— Ещё рано говорить каком-то поражении. До выборов ещё много времени. За эти месяцы может многое что случиться, в том числе и то, что усилит позиции Эрдогана. Но если он будет понимать, что проигрывает, то вряд ли отдаст власть — иначе потеряет контроль над судебной системой, средствами массовой информации. И, как минимум, сядет в тюрьму.

«СП»: — Американцам невыгодна победа Эрдогана? А что они готовы сделать, чтобы не допустить её?

— Опять же, пока очень рано говорить об этом. Всё будет зависеть от того, договорятся ли они с Эрдоганом перед выборами. Но если не договорятся, то Соединённые Штаты действительно сделают всё возможное для его свержения. Они уже этим занимаются через консолидацию турецкой оппозиции. Если речь идёт о том, решится ли они на новый переворот, то для этого сейчас вряд ли есть основания. Для переворота нужны люди, которые его организуют, а также масштабные поражения Эрдогана в экономике и в политике. Это всё и надо готовить.

— У США немало причин для недовольства Эрдоганом, и, разумеется, на предстоящих выборах постараются ему навредить, — считает военно-политический эксперт Владимир Сапунов.

— В Турции сложилась определённая дихотомия — есть и сильный автократичный лидер. Но есть и весьма серьёзная оппозиция — например, весьма влиятельный мэр Стамбула Экрем Имамоглу. Противники Эрдогана начали атаковать его задолго до президентских и парламентских выборов, назначенных на июнь 2023 года. В частности, стали оспаривать саму возможность нынешнего президента выдвигаться на новый срок. Однако турецкий Минюст подтвердил, что Эрдоган баллотироваться может, поскольку предстоящие выборы президента будут для Эрдогана вторыми после перехода в 2018 году Турции от парламентской к президентской форме правления.

То есть по конституции это будет не третий срок, как считает оппозиция, а второй. Так что проблемы Эрдогану обязательно создадут. Конечно, Турция не США, там внешняя политика не влияет настолько на предвыборные расклады. Но Эрдоган всё время пытается увеличить вес своих международных заслуг внутри страны, поскольку это его сильное место. Однако вероятность того, что Эрдоган готов пойти на открытый вооружённый конфликт с Грецией для решения внутренних проблем, невысока. Не такие уж у него пока серьёзные проблемы, чтобы начинать войну. А вот создать определённую эскалацию, напряженность — это можно.

«СП»: — Поводом для этих разговоров стал обстрел со стороны греческого катера. Кто там прав, а кто виноват?

— Инциденты с обстрелами в пограничной средиземноморской зоне являются регулярными. Каждый раз стороны обвиняют друг друга в нарушении границы. Всё это сопровождается взаимными угрозами, но эскалация носит временный характер.

«СП»: — В чем основная проблема? Кипр? Другие территориальные споры? Газовые месторождения?

— Последняя серьёзная проблема между странами возникла в августе 2020 году из-за Средиземноморского шельфа. Тогда вооруженные силы Греции 10 августа были приведены в боевую готовность из-за развертывания военных кораблей Турции в Эгейском море для учений в морской зоне между греческими островами Родос и Кастелоризо, а также из-за намерений Анкары отправить исследовательское судно Oruc Reis для сейсмической разведки на греческом морском шельфе близ Кастелоризо. А Турция утверждает, что это их шельф. А в этой зоне предположительно находится внушительное газовое месторождение.

«СП»: — Вообще-то турки и греки уже воевали за Кипр. Повторение подобного возможно? Или американцы не допустят войны внутри НАТО?

— Не надо забывать ещё одного важного игрока в этой истории — Францию. Именно она прежде всего стоит за Грецией, а Афины считают Париж своим важнейшим союзником. В 2020 году Франция оказала Греции серьёзную дипломатическую помощь в упомянутом территориальном споре с Турцией по поводу газовых месторождений в Эгейском море, подкрепив её поставками вооружений.

Именно на Корсике в сентябре позапрошлого года состоялась встреча лидеров стран Южной Европы, «средиземноморской семёрки», на котором эгейский вопрос стал главным пунктом повестки дня. Турция в семёрку не входит, а Греция и Кипр являются её членами. Тогда на встрече была выражена явная поддержка Афинам — Стамбул обвинили в провокациях и пригрозили ему санкциями, а Макрон заявил, что Турция более не является европейским партнёром по развитию средиземноморской акватории. Осуждение тогда вызвало то, что турецкое исследовательское судно провело геологическую разведку морского дна на спорной территории.

Добавило недовольства Франции, Испании и Италии соглашение конца 2019 года о сотрудничестве между Турцией и Ливией, когда в числе прочего эти две страны договорились о делимитации морской границы. По этому соглашению Турция получила право на морские территории, по которым должен пройти совместный газопровод Греции, Кипра и Израиля, о строительстве которого они договорились ранее в 2019 году. В конце августа 2020 года Греция провела военно-морские учения неподалёку от Крита — совместно с Францией, Италией и ОАЭ.

В сентябре прошлого года президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис подписали контракт на покупку балканской страной трёх французских фрегатов последнего поколения производства Naval Group на сумму около 3 миллиардов евро. Греция также купит у Франции шесть дополнительных единиц истребителей Rafale.

Так что греческо-турецкими отношениями в НАТО занимаются не только США. Однако Франции открытый вооружённый конфликт между Грецией и Турцией нужен ещё меньше, чем США. Управляемая эскалация, поставка оружия, разжигание, проблемы для Эрдогана — это да. А война между двумя странами альянса — нет. Это то, на что все заинтересованные стороны могут пойти только в самом крайнем случае.

Дмитрий Родионов

svpressa.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.