Корабли из Китая для российского флота

korabli1362699385_1На сегодняшний день лишь четыре корабля ВМФ России способны обеспечить тактическую (зональную) противовоздушную оборону эскадры в открытых морских районах. Их названия вам хорошо известны: тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и три ракетных крейсера проекта 1164 – «Москва», «Варяг» и «Маршал Устинов».

 Остальные противолодочные, сторожевые и десантные корабли ВМФ, несмотря на наличие широкого спектра зенитного оружия – от морских ЗРК «Кинжал», «Ураган» и «Оса-МА» до смертоносных автоматических зениток АК-630, способны обеспечивать лишь ПВО в ближней зоне в интересах собственной самообороны. Фактически, возможности их зенитного оружия сведены к борьбе с выпущенными крылатыми ракетами и управляемыми бомбами противника – «достать» самих носителей они уже не в состоянии.

Для непристрастного сравнения: в составе ВМС США находятся 84 ракетных крейсера и эсминца, вооруженных дальнобойными ЗРК. Ракеты семейства «Стэндэрд» способны сбивать воздушные цели на дальностях в сотни километров, а высота применения новейших «Стэндэрд-3» вообще не ограничена пределами земной атмосферы – стрельба по целям на космических орбитах выводит американские морские ЗРК в ранг ПРО.

Нынешняя неприглядная ситуация – закономерный результат многолетнего кризиса в отечественном военном кораблестроении. Три из четырех имеющихся крейсеров с ЗРК большой дальности достались ВМФ России в наследство от Советского Союза. В свое время, СССР был настолько крут, что позволял себе строить корабли одного класса сразу по нескольким проектам – в результате появлялись похожие корабли, но с разными, узкоспециализированными функциями: БПК (противолодочные крейсера и эсминцы), ракетно-артиллерийские эсминцы, ракетные крейсера с поэтическим именем «оскал социализма»… В соответствии с этой концепцией, тяжелые и громоздкие ЗРК большой дальности устанавливались исключительно на крупные ракетные крейсера, коих успели построить совсем не много.

В результате – мы имеем то, что имеем: четыре ракетных крейсера, оснащенных ЗРК С-300Ф «Риф». Еще три «Орлана» находятся в отстое и, в лучшем случае, могут быть возвращены в строй не ранее конца этого десятилетия. Перспективный супер-вертолетоносец типа «Мистраль – а-ля-рус» ничем в плане ПВО обрадовать не сможет: на борту исключительно системы самообороны (по последним данным планируется вооружить корабль зенитным комплексом малой дальности «Гибка» на базе ПЗРК «Игла»).

Ситуация, когда у одного противника щит, а у другого меч – рано или поздно ведет к поражению защищающейся стороны. Автоматические зенитки и ракеты малой дальности являют собой лишь последний рубеж противовоздушной обороны корабля. Гораздо важнее постараться уничтожить вражеский самолет до того, как он выпустит крылатые ракеты. Как только огнехвостые «Гарпуны», HARMы, «Экзосеты» сорвутся с узлов подвески атакующего бомбардировщика, задача по отражению атаки превратится в сложную систему уравнений с множеством неизвестных. И с каждой секундой шанс на спасение корабля стремительно приближается к нулю – средства самообороны корабля вряд ли смогут отразить столь массированную ракетную атаку.

Зональная ПВО эскадры – обязательный атрибут современной войны на море. Того, кто рискнет войти в зону военных действий без зональной системы ПВО, ждут мрачные перспективы Цусимского погрома. Доставка военной помощи союзникам, предотвращение провокаций, эскортирование судов в районах военных конфликтов – гораздо безопаснее и приятнее проводить все эти операции под прикрытием мощного ЗРК с характеристиками С-300, а еще лучше С-400. Перед ВМФ России остро стоит проблема скорейшего насыщения кораблями, способными с достаточной эффективностью обеспечивать зональную ПВО эскадры. Но что это должен быть за корабль?

Очевидно, что в настоящий момент Россия не в состоянии массово строить атомные крейсера «Орлан» или аналоги Иджис-эсминецев типа «Орли Берк». Запредельно сложные и дорогие «игрушки», создание которых требует выдающегося прогресса во всех смежных областях: двигателестроении, электронике, электротехнике, точном машиностроении, физике композитов и т.д.

 Опыт Великобритании также малоприменим к современным российским реалиям: лучшие в мире эсминцы ПВО типа «Дэринг» чрезмерно дороги и сложны для массового строительства, флот Её Величества ограничился покупкой всего шести кораблей по цене 1,5 млрд. фунтов стерлингов каждый!

На мой взгляд, оптимальным для ВМФ России мог бы стать вариант строительства скромного боевого корабля, размерами с большой фрегат или некрупный эсминец. Простого, относительно дешевого, с максимально возможным использованием всех известных, уже «обкатанных» технологий. Не стоит впадать в «технологический гламур» и пытаться создавать супер-эсминец – ситуация явно не располагает к таким смелым излишествам. Оставим фантазии на тему ядерных силовых установок на совести неисправимых романтиков. Откажемся от сложных и, пока еще недостаточно доведенных ракетных комплексов и вертикальных пусковых установок УКСК. Долой какие-либо разговоры об сверхуниверсальности корабля. Помним, нам нужны максимально простые и эффективные корабли с системами зональной ПВО, для скорейшего насыщения ими Военно-морского флота России.

Но как выглядит такой корабль? Каковы его реальные характеристики и возможности?

Ответ нам подскажет Китай.

Тип 051С «Лючжоу» – современные эскадренные миноносцы Военно-морских сил Китайской Народной Республики. Два корабля этого типа – Shenyang и Shijiazhuang пополнили корабельный состав флота в 2006 и 2007 году, став очередным этапом в развитии китайского военного кораблестроения. Полное водоизмещение каждого – в пределах 7000 тонн. Котлотурбинная ГЭУ. Полный ход – около 30 узлов.

Почему из всего множества китайских эсминцев был выбран далеко не самый новый Тип 051С «Лючжоу», а не гораздо более интересный в техническом плане эсминец Тип 052С «Люянг»? Или строящийся грозный Тип 052D – симбиоз всех новейших технологий и мировых тенденций в области военного кораблестроения?

Ответ простой, и в какой-то мере, шокирующий – конструктивно эсминец Тип 051С весьма близок традициям нашего отечественного кораблестроения. В конструкции эсминца нет ни одного элемента, который был бы не под силу российской промышленности – вооружение и радиоэлектронные системы являются экспортными образцами российского оружия. Даже во внешних формах Тип 051С проскальзывают черты советских БПК и эсминцев, носовая часть с благородной линией полубака с головой выдает советский БПК проекта 1155 «Удалой», а котлотурбинная установка, возможно, указывает на родство с ракетно-артиллерийским эсминцем проекта 956 «Сарыч» (четыре корабля этого типа попали в руки китайцев как раз незадолго до начала проектирования Тип 051С).

Это одна конструкторская школа и, нужно признать, китайцы оказались на редкость способными и талантливыми учениками.

Нашим восточным друзьям удалось установить в корпусе небольшого 7000-тонного эсминца … 48 зенитных ракет 48Н6 большой дальности (семейство С-300) в подпалубных пусковых установках барабанного типа. Конструктивно ЗРК китайского эсминца идентичен зенитному комплексу С-300ФМ «Форт», установленному на атомном крейсере «Петр Великий». Как и на российском корабле, на эсминце Тип 051С используются ракеты 48Н6 с полуактивным наведением. Максимальная дальность стрельбы – 150 км. Диапазон высот: 10 метров – 27 километров. Скорость зенитной ракеты – до 8 скоростей звука!

Пуск зенитной ракеты комплекса С-300ФМ с борта китайского эсминца

В результате маленький корабль получил солидные возможности для контроля воздушного пространства – 48 ракет (половина зенитного боезапаса российского атомного крейсера!) с не менее совершенными системами управления стрельбой: многофункциональная антенна РЛС с фазированной активной решеткой (ФАР) с электронной стабилизацией луча – по внешним признакам это Ф1М, тоже идентичная установленной на «Петре Великом».

Российский С-300ФМ – основа вооружения Тип 051С, именно в этом комплексе заключен смысл существования китайского эсминца. Понимая, насколько велики ПВО-возможности нового корабля и каковы будут главные задачи Тип 051С, китайцы честно классифицировали «Лючжоу» в «эсминец противовоздушной обороны». Классный корабль!

Вместе с тем, Тип 051С обладает умеренной универсальностью: помимо зенитных ракет, на борту эсминца имеется целый арсенал противокорабельного оружия. Восемь крылатых ракет С-803 -солидных противокорабельных боеприпасов со стартовой массой в пределах одной тонны (зависит от модификации). Согласно официальным китайским данным, дальность стрельбы может достигать 300 км, при этом дозвуковая ракета разгоняется на конечном участке траектории до скорости 2М, при этом ПКР несется над самой водой на высоте 5 метров. Ракета оснащается полубронебойной боевой частью массой 165 кг.

 К слову, китайцы имеют большой опыт в разработке и модернизации противокорабельных крылатых ракет – вышеупомянутая C-803 создана на основе дозвуковой китайской ПКР С-802, принятой на вооружении 9 стран мира.

Также, на борту эсминца Тип 051С имеется:

 – артиллерийская система калибра 100 мм. Является клоном 100 мм французской морской пушки. Универсальное оружие для обстрела воздушных, надводных и береговых целей. Малой фугасное действие снаряда в какой-то степени компенсировано высокой скорострельностью – до 80 выстр./мин.

 – два семиствольных зенитных автомата Тип 730 калибра 30 мм. По своим характеристикам и внешнему виду это клон зенитно-артиллерийского комплекса «Голкипер» (Нидерланды). Что ж, китайцы в очередной раз проявили благоразумие, скопировав одну из лучших в мире корабельных систем самообороны. Голландский «Голкипер» – точное и эффективное оружие с огромной мощностью боеприпаса – ведь артиллерийская часть комплекса представляет собой не что иное, как семиствольную авиационную пушку американского штурмовика А-10 «Тандерболт».

 – противолодочное вооружение – два трехтрубных торпедных аппарата для стрельбы 324 мм торпедами Yu-7. Что-то очень знакомое… точно, это всего лишь клон американской системы Mk.32 ASW и 324 мм противолодочных торпед Mk.46. Считается эффективным оружием для ПЛО в ближней зоне. Сами американцы сомневаются, что маленькая торпеда Mk.46 достаточно мощна, чтобы серьезно повредить современный атомоход. Боевая часть – «всего» 45 килограммов.

 – авиационной вооружение эсминца Тип 051С. А вот здесь разочарование! (смешанное с облегчением – хоть где-то китайцы дали слабину)

 На корме Тип 051С имеется небольшая площадка для противолодочного вертолета Ка-28 (экспортный вариант советского морского вертолета Ка-27). Наверняка на борту есть запас авиационного керосина и некоторое кол-во авиционных боеприпасов. Но главное – на эсминце отсутствует вертолетный ангар, т.е. постоянное базирование вертолета не предусмотрено.

 Непростительная оплошность для корабля XXI века! Все-таки вертолет полезная система, значительно расширяющая противолодочные, поисково-спасательные, специальные возможности корабля. Впрочем, первые эсминцы типа «Орли Берк» тоже не имели вертолетных ангаров…

Ознакомившись с китайским эскадренным миноносцем Тип 051С «Лючжоу», можно сделать вывод, что наличие дюжины таких кораблей в составе ВМФ России могло бы в разы повысить боевой потенциал надводной компоненты отечественного флота.

 Возможности китайского эсминца по обнаружению и уничтожению воздушных целей практически соответствуют тяжелому атомному крейсеру «Петр Великий» и значительно превышают возможности ПВО ракетного крейсера «Москва».

Китайские противокорабельные ракеты С-803 – пока еще «темная лошадка». Согласно заявленным ТТХ – достойные представители класса ПКР. Какие они в реальности – неизвестно. Но главное – 8 пусковых ракетных установок в средней части корабля дают все основания полагать, что на отечественном аналоге китайского эсминца хватило бы места для размещения пусковых контейнеров с российскими крылатыми ракетами семейства «Калибр» или, как вариант, противокорабельными ракетами Х-55 «Уран».

Носовая артиллерийская установка – это дело вкуса. Можно сохранить исходный 100 мм вариант. А лучше – заменить его на российскую автоматизированную артсистему АК-192 калибра 130 мм.

 Зенитные автоматы – существуют прекрасные российские разработки «Кортик» и «Палаш» – зенитные ракеты ближнего боя значительно усилят ПВО-потенциал корабля.

Противолодочное оружие – отечественный малогабаритный ракетный комплекс «Медведка» с 324 мм самонаводящейся торпедой в качестве боевой части. Максимальная дальность стрельбы – 20 км. Неплохой результат.

В конце концов, никто не призывает к полному копированию китайского эсминца – неужели мы не в состоянии сконструировать собственный корабль такого уровня? С учетом всех собственных пожеланий и потребностей.

Главная энергетическая установка? Её тип не имеет значения. Китайцы используют старые добрые котлы на мазуте. Можно установить газовые турбины. Можно попробовать комбинированную дизель-газотурбинную установку типа CODAG. Что окажется дешевле, проще и выгоднее. Главное чтобы не ядерный реактор – иначе вся идея простого и эффективного «бюджетного» эсминца «накроется медным тазом». Но как же корабли Северного флота будут без ядерного реактора ходить в Нагасаки? Отвечаю: корабли Северного флота не будут ходить в Нагасаки. В Нагасаки будут ходить корабли Тихоокеанского флота. Ведь все упрощения в конструкции эсминца служит единственной цели – максимально быстро насытить корабельный состав ВМФ России новым кораблями с солидным боевым потенциалом.


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *