Что изменилось в белорусской экономике за 2020 год

Аналитика Новости Экономика

Белорусы запомнят 2020 год не только благодаря пандемии коронавируса и, не весть куда пропавшей с НПЗ нефти. В уходящем году сильно просел зайчик, выросла инфляция, и уменьшился ВВП.

Прошедший год начался с сюрприза, как говорится, под елку и куранты. Белорусские нефтеперерабатывающие заводы оказались 1 января без российского сырья, потому что власти республики не желали больше платить премию поставщикам.

Беларусь в последние годы получала по 24 миллиона тонн черного золота из России. Из них 18 перерабатывалось на НПЗ в Мозыре и Новополоцке и еще 6 перетамаживалось и продавалось на зарубежных рынках.

Альтернатива была

Кроме того, что белорусская сторона получила эксклюзивные условия поставок российской нефти без пошлины, она получала доход от продажи перетаможенного сырья, чтобы иметь возможность пополнять золотовалютные резервы и гасить внешние задолженности.

Оставшись в без привычной порции сырья, белорусская нефтянка по указанию сверху озаботилась поисками альтернативных источников поставок. Александр Лукашенко обозначил перспективу: часть сырья приходит по балтийскому маршруту, часть по черноморскому и еще одна часть из России.

Мозырь и Новополоцк в условиях упавших цен на черное золото везли его из Норвегии, Азербайджана, Саудовской Аравии и даже из Соединенных Штатов. За первые пять месяцев удалось добиться впечатляющего результата, когда каждая пятая тонна нефти поступала от альтернативных поставщиков.

Правда, как только удалось договориться с российской стороной, что премия для поставщиков будет выплачиваться с помощью межбюджетного трансферта, все поставки по южному и северному маршрутам были практически свернуты.

Спотовая парадигма

Вторым ключевым моментом для белорусской экономической модели остается цена на российский природный газ. Путем переговоров Минск добился сохранения на 2020 год условий поставок, который были год назад.

Неожиданные правки в это внесла пандемия коронавируса, которая обрушила спрос во всем мире и, как следствие, стоимость сырьевых товаров. Александр Лукашенко в открытую возмущался, что для Беларуси голубое топливо по 127 долларов за тысячу кубометров обходится дороже, чем для Германии.

Дело в том, что в Европе потребители приобретают газ на спотовых рынках по предоплате, где цена регулируется спросом и предложением, а не на основе долгосрочных контрактов с формулой цены, привязанной к стоимости черного золота.

В результате в Минске опять завели старую песню о главном, что газ в республику должен идти по формуле Смоленская область плюс транспортное плечо. С наступлением холодов, нежеланием Москвы что-то менять, и ростом цен на спотовых рынках, белорусская модель переговоров стала куда более гибкой.

Многоопытный посол Беларуси Владимир Семашко заявил, что в принципе неплохо было сохранить текущий уровень цен и условия поставок, а там не за горами и общий рынок энергоресурсов.

В итоге в конце декабря была достигнута договоренность с Газпромом о поставках российского газа на 2021 год, но условия контракта не разглашаются.

Примечательно, что российский концерн не хотел в принципе садиться за стол переговоров пока белорусская сторона не погасит задолженность за поставленное топливо. В итоге Минск заплатил 300 миллионов долларов из свежего российского кредита.

Снова по пятьсот

Белорусская экономика уже пятнадцать лет мчит за средней зарплатой в 500 долларов, то откусит кусочек, то снова отстанет.

В конце декабря Белстат обнародовал данные за одиннадцать месяцев, и вышло, что в среднем белорусы зарабатывали 1300,5 рубля или 503 доллара в эквиваленте.

Первое место по уровню зарплат традиционно занимает Минск: здесь средний показатель составил 1839,3 рубля. Далее идут области (в порядке убывания):

Минская – 1297,4

Гомельская – 1141,5

Гродненская – 1128,4

Брестская – 1117,7

Витебская – 1080

Могилевская – 1065,2

ВВП, ЗВР и доллар

Интересно, что Беларусь начинала 2020 год при курсе 2,10 белорусского рубля за один доллар, но к концу года зайчик просел на 20% до отметки около 2,58 за один вечнозеленый. В правительстве уже признали, что инфляция в таких условиях не уложится в прогнозный показатель в 5%, а составит 6-7%. ВВП и вовсе сократится почти на 1% и составит около 99% по отношению к 2019 году.

Значительные колебания курсов Национальному банку приходилось гасить за счет золотовалютных резервов. Согласно правилам, которые власти сами для себя установили, их уровень на 1 января 2021 года должен составить не менее 7,3 миллиарда долларов.

“Международные резервные активы Республики Беларусь на 1 декабря 2020 года, по предварительным данным, составили почти 7,4 миллиарда долларов (в эквиваленте)”, – уточнили в пресс-службе регулятора.

Выручка от экспорта калийных удобрений продолжает снижаться. За январь-октябрь экспорт калийных удобрений в стоимостном выражении сократился на 17,2% до 2 миллиардов долларов. Получается, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выручка стала меньше на 416 миллионов долларов.

Внешнеторговый оборот товаров и услуг в январе-октябре текущего года составил почти 58 миллиардов долларов. Экспорт товаров и услуг за отчетный период достиг цифры в 29,85 миллиарда долларов, а импорт товаров и услуг – всего 28,07 миллиарда долларов.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года белорусский импорт и экспорт стал меньше практически на 11 миллиардов долларов.

Беларусь исправно отдает долги и также регулярно берет новые займы. В 2020 году властям пришлось направить на обслуживание задолженностей 3,9 миллиарда долларов. Неудивительно, что на высшем уровне было принято решение в условиях поствыборного кризиса попросить еще 1,5 миллиарда долларов в долг у России.

Станислав Андросик

Подписывайтесь на «Военно-политическое обозрение» в Telegram и Twitter!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *