Соединенные Штаты направили своих военных специалистов на Украину, в том числе для того, чтобы извлечь для себя уроки из конфликта в Донбассе и внести коррективы в методики подготовки Вооруженных сил. Об этом сообщил в интервью небольшой группе журналистов, включавшей корреспондента ТАСС, министр Армии (сухопутных войск) США Марк Эспер.
Занимающее этот пост гражданское лицо не является членом президентского кабинета, работает в структуре Пентагона и подчиняется министру обороны США. Его коллегами в Пентагоне являются министры ВВС и ВМС. Последний курирует военное строительство, касающееся не только Военно-морских сил, но и Корпуса морской пехоты США.
Эсперу напомнили, что он порой в своих публичных выступлениях ссылается на войну Судного дня на Ближнем Востоке 1973 года и извлеченные из нее Соединенными Штатами уроки. В связи с этим у министра поинтересовались, учитывает ли Пентагон уроки боевых действий на востоке Украины. «Если я правильно помню историю, то мы в действительности в то время отправили людей изучать [арабо-израильскую войну 1973 года, начатую в еврейский праздник Судного дня] Йом кипур. И мы отправили людей изучать Украину. И мы вынесли [определенные] уроки», — ответил министр.
Эспер, в частности, отметил использование беспилотных летательных аппаратов для разведки и целеуказания, а также применение средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). «Мы усваиваем эти уроки. Мы рассматриваем их… изучаем, как адаптировать свою доктрину, чтобы противодействовать таким средствам, а также организационную структуру нашей подготовки», — сказал он.
При помощи разведки
Представитель военного ведомства не скрывал, что интересующую их в данном конкретном случае информацию США как черпают из открытых источников, так и добывают при помощи разведки. «Разумеется, речь идет о ряде путей сбора информации — как секретной, так и несекретной», — отметил Эспер.
По его словам, различные учебные центры Сухопутных войск США изучают собранные сведения и делятся выводами с руководством Пентагона.
«И затем — каковы, к примеру, материальные решения. Как мы противостоим наступательной и оборонительной РЭБ в будущих военных конфликтах», — продолжал Эспер.
«Мы усваиваем все такие уроки. И не только касающиеся Украины. Любых [регионов] действия потенциального противника. Мы хотим учиться», — заявил министр.
Радиоэлектронная борьба
Он заострил особое внимание на РЭБ, признав, что американским военным придется «подтянуться» в этой области.
«По вопросу о средствах радиоэлектронной борьбы — думаю, это одна из сфер, в которых нам необходимо перестроиться. <…> Мне кажется, на основе конфликта на Украине и других, включая Сирию… мы поняли, что РЭБ является той областью, которую нам нужно перестроить. Это будет использоваться в будущих [потенциальных] конфликтах с противником, примерно равным нам по своим способностям. Россияне явно обладают способностями [в этой области], и нам надо готовиться к этому», — убежден Эспер.
«Мы сейчас экспериментируем с технологиями, чтобы добиться этого. <…> Речь идет о технологиях, которые мы должны создавать для сил будущего», — пояснил он, не вдаваясь в детали.
С точки зрения Эспера, Вооруженные силы США утратили «во времена Афганистана и Ирака» прежние «мощные способности в области РЭБ», существовавшие в эпоху холодной войны. Но, поскольку новая американская Стратегия национальной обороны провозглашает возвращение периода «конкуренции великих держав», США следует «создать или воссоздать… множество» сил и средств, в том числе ведения РЭБ, считает министр.
Доля непригодных к развертыванию солдат
Доля непригодных к развертыванию военнослужащих Армии (сухопутных войск) США уменьшилась в результате принимаемых Пентагоном мер почти в два раза — с примерно 15% до 9%, сообщил Эспер.
«В какой-то момент доля непригодности к развертыванию у нас составляла порядка 15%. Математика подсказывает, что из Армии численность 1,03 млн человек [показатель включает Национальную гвардию и резерв] — это 150 тыс. А сейчас она снизилась до 9% или около того, мы уже добились этого и продолжаем сокращать данный показатель еще больше», — заявил министр Армии.
На взгляд Эспера, выбранная тактика посылает «правильный сигнал военнослужащим». Как при этом подчеркнул министр, минобороны планирует перейти вскоре к увольнению всех тех военнослужащих Сухопутных войск, которые остаются в категории негодных для развертывания в течение 12 месяцев.
Эспер также подтвердил, что численность регулярных частей Армии США, как уже говорилось ранее, будет увеличена до 500 тыс. человек. «Я, как и начальник штаба [генерал Марк Милли], считаю, что <…> нам нужно увеличить численность Армии по меньшей мере до 500 тыс. человек со смежным увеличением численности Национальной гвардии и резерва. Что мы планируем делать, так это обеспечивать скромное увеличение численности год за годом <…>», — отметил Эспер.
Он не дал прямого ответа на вопрос корреспондента ТАСС о том, намеревается ли Пентагон и далее постепенно наращивать численность формирований Армии США в Европе. «Что касается передового развертывания сил, будь то на европейском или тихоокеанском театре [военных действий] или где бы то ни было еще, то это определяется потребностями командующих на местах, подтвержденными аппаратом министра обороны и Комитетом начальников штабов. Поэтому моя роль <…> — предоставлять эти силы, если требования их развертывания санкционировано <…>. Наша цель — подбодрить своих союзников и сдержать плохое поведение, на любом театре [военных действий]», — сказал Эспер.
«Генерал Милли может говорить на эту тему более широко, поскольку его роль двойная — он еще и входит в Комитет начальников штабов. Поэтому он в большей степени вовлечен в обсуждения [данного рода вопросов] с командующими на местах. Повторюсь: моя роль <…> — обеспечить наличие этих сил, когда командующие на местах подают соответствующий запрос, одобренный министром обороны и Комитетом начальников штабов <…>», — добавил Эспер.