ОДКБ – новый «Варшавский договор»?

Мнение Наши материалы

18 октября в Таджикистане стартовали учения войск Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) «Эшелон-2021».

Как информирует пресс-служба Центрального военного округа, эти учения – антитеррористического характера и направлены на отработку вопросов материально-технического обеспечения Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, которым по легенде предстоит отразить нападение незаконных вооружённых формирований. В учениях приняли участие более 500 военнослужащих России, Беларуси, Казахстана и Таджикистана.

Фактически, «Эшелон-2021» – начальный этап учения «Боевое братство-2021», которое, можно сказать, уже идет на полигонах Момирак и Харбмайдон (Таджикистан). Помимо «Эшелона-2021», «Боевое братство» включает в себя ещё два учения – «Поиск-2021» и «Взаимодействие-2021».

Все три учения объединяет единый замысел – в рамках «Эшелона» предусмотрена отработка начальной стадии подготовки к совместной контртеррористической операции, в ходе «Поиска» – обнаружение, оценка сил и средств противника, во время «Взаимодействия» – ликвидация условных НВФ, нарушивших границу страны-члена ОДКБ.

В манёврах задействовано более 5 тыс. военных из всех шести стран – членов ОДКБ.

Ранее, 12 октября, в беседе с журналистами заместитель командующего войсками ЦВО генерал-лейтенант Алексей Лемякин рассказал, что в ходе маневров будет использоваться опыт, который получила российская армия в сирийской операции и в ходе миротворческой миссии в Нагорном Карабахе.

В свою очередь, военные эксперты считают, что сирийский театр военных действий во многом схож с условиями Центральной Азии. Поэтому союзники России по ОДКБ заинтересованы в освоении российского опыта в САР.

Ни организаторы, ни руководители учений даже не пытались скрывать, чем обусловлено проведение целой серии маневров именно в Таджикистане.

Как пояснил начальник Объединённого штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Сидоров, легенда «Боевого братства – 2021» предусматривает различные варианты развития событий на таджикско-афганской границе.

Напомним, что в Афганистане на фоне масштабного вывода войск США с новой силой вспыхнули боевые действия между «Талибаном» и правительственной армией. Не встречая серьёзного сопротивления, талибы еще в середине августа этого года захватили власть в республике.

Своим постыдным бегством из Афганистана США создали множество проблем и шокировали даже своих «верных» европейских союзников, не говоря уже о польских и прибалтийских сателлитах, вечно уповающих на помощь «хозяина».

По свидетельствам очевидцев, транспортные самолеты, увозившие американских военных, «взлетали, стряхнув прилипших к ним афганских «друзей», как бумажку, приставшую к пятке. Для американцев они – не люди. Американцы вывозили из Афганистана своих служебных собак (на отдельных креслах в самолетах), а «друзей-афганцев», штурмовавших аэропорт Кабула, обстреливали над головами из пулеметов, чтобы не приближались».

Примечательно то, что события в Афганистане должным образом мотивировали европейских политиков для осознания необходимости создания собственной оборонной системы для Евросоюза.

Так, например, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель по прибытии на неформальную встречу министров обороны стран ЕС в Любляне заявил: «Я считаю ясным, что необходимость в усилении европейской обороны никогда не была так очевидна, как сегодня, после событий в Афганистане».

Кроме того, в своей статье для «The New York Times» Боррель указал: «Победа «Талибана» в Афганистане стала… серьёзным ударом по Западу… В конце концов, время и срок, и характер вывода войск определяли в Вашингтоне. Мы, европейцы, обнаружили, что зависим от решений США не только по вопросу эвакуации людей из аэропорта Кабула, но и по более широкому кругу проблем».

И одна из этих проблем называется «беженцы». Те, кого американцы без всякого сожаления бросили в Афганистане на растерзание талибам, ринулись в Европу. Если в странах Центральной и Западной Европы уже к мигрантам привыкли и приспособились к сосуществованию с ними, то для восточноевропейских стран это явление оказалось сродни шоку.

Волна беженцев, хлынувшая в Евросоюз через Польшу и Прибалтику, вызвала нешуточный пограничный кризис в этих странах, с которым они не могут справиться самостоятельно.

Что касается самого постамериканского Афганистана, то, как считают аналитики, именно коалиция стран НАТО во главе с США являются главными виновниками и инициаторами кризиса всей системы безопасности в стране, бесконечной череды волнений, беспорядков и убийств мирных жителей. Конечным результатом их деятельности стала повальная бедность афганского населения, которая и явилась благодатной почвой для нестабильности, а также для многочисленных терактов и происшествий.

Но самой серьезной проблемой, созданной американцами, является то, что «Талибан» в одночасье стал одним из наиболее вооруженных исламистских формирований в мире.

Об этом в свое время написал немецкий журнал «Focus»: «… После того, как правительственные войска во многих регионах страны капитулировали практически без боя, оружие и техника попали в руки исламистов. Тот факт, что именно религиозные фундаменталисты сейчас наживаются на том, что США годами вооружали афганских военных, является катастрофой для всего мирового сообщества».

Во время своего наступления в августе 2021 года «Талибан» захватил миллион единиц стрелкового оружия и миллиарды патронов. 99% боевых машин афганской армии перешли в руки талибов.

«Но не только для наземных боев талибы будут хорошо оснащены в будущем – воздушный флот также полностью перешел к исламистам, которые теперь имеют в своем распоряжении 68 легких ударных вертолетов типа MD 500 «Defender», 19 бразильских штурмовиков класса A-29 и до 16 транспортных вертолетов «Blackhawk». Четыре тяжелых транспортных самолета С-130 «Геркулес» … также находятся в распоряжении исламистской армии», – пишет «Focus» и добавляет «контрольный выстрел»: «Но самой большой угрозой с точки зрения возможной вспышки международного терроризма является захват афганского флота беспилотников. В последние дни талибы захватили несколько высокотехнологичных беспилотников ScanEagle американского производителя Boeing».

Естественно, что острее других прочувствовали опасные изменения в обстановке ближайшие к Афганистану соседи. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в рамках своего обращения к участникам 76-й сессии Генассамблеи ООН (23 сентября) уделил внимание сложившейся в Афганистане ситуации.

Рахмон указал на то, что происходящее в соседней стране, имеющей 1400-километровую границу с его государством, создает угрозу стабильности и безопасности. Кроме того, он заявил о необходимости сформировать в Афганистане инклюзивное правительство, в которое войдут, в том числе, и афганские таджики, составляющие порядка 46% от общего числа населения.

В ответ на заявления таджикского лидера вице-премьер нового правительства Афганистана (сформировано движением «Талибан») Абдул Гани Барадар обвинил Таджикистан во вмешательстве во внутренние дела страны и пригрозил Душанбе последствиями. В свою очередь, замминистра культуры и информации в талибском правительстве Забихулла Муджахид в своем «Twitter» сообщил, что «десятки тысяч спецназовцев» были переброшены в граничащий с таджикской территорией регион Тахар.

Следует отметить, что российские военные эксперты анализируют ситуацию несколько глубже и на перспективу. Например, редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин указывает на один из аспектов: «В Афганистан продолжает перебираться немало боевиков из Сирии, Ирака и Ливии. Это люди куда более радикальные, чем талибы. Небольшими группами они могут попытаться проникнуть в Центральную Азию». Поэтому эксперт обоснованно считает, что взять под охрану протяжённую границу с Афганистаном нереально, а значит «учения ОДКБ по отражению вторжения НВФ имеют большой практический смысл». Он полагает, что комплекс мероприятий в рамках «Боевого братства», как и другие учения ОДКБ, способствует предотвращению возможности эскалации конфликта на таджикско-афганской границе.

Объективно следует признать, что кроме ОДКБ и ее Коллективных сил оперативного реагирования – основного инструмента защиты государств-членов организации – противопоставить террористической угрозе на данный момент нечего. Тем более, что главной задачей на протяжении многих лет для КСОР является отработка возможных сценариев вторжения экстремистов с территории Афганистана в государства Центральной Азии.

Примечательно, что ОДКБ иногда называют евразийским НАТО. Кто-то считает, что это весьма сомнительное сравнение даже по внешним параметрам. НАТО – это 30 членов, ядро альянса составляют самые развитые экономики мира, ОДКБ – шесть постсоветских государств. В плане финансирования – бюджет ОДКБ в несколько десятков с лишним раз меньше, чем бюджет НАТО.

Но, как говорится, «мал золотник, да дорог». Приведем еще немного цифр.

Согласно исследованию Университета Брауна в 2019 году, в котором рассматривались военные расходы, как в Афганистане, так и в Пакистане, США потратили около 978 миллиардов долларов (эта оценка также включает деньги, выделенные на 2020 финансовый год).

С начала войны против «Талибана» в 2001 году погибло более 3500 членов коалиции, из них более 2300 американцев.

По оценке Университета Брауна в 2019 году, с октября 2001 года национальные вооруженные силы и полиция Афганистана потеряли более 64 тысяч человек.

А по данным Миссии ООН по содействию Афганистану, почти 111 тысяч мирных жителей были убиты или ранены с момента начала систематического учета жертв среди гражданского населения в 2009 году.

Столько затрат и столько жертв, а в результате – цель не достигнута.

Экспертное сообщество единодушно в своем мнении – операция «Несокрушимая свобода», начатая США и НАТО в 2001 году, оказалась полным провалом с точки зрения «насаждения» свободы в Афганистане.

Собственно, это подтвердили и в самом НАТО, распространив заявление по итогам экстренной видеоконференции глав МИД альянса 20 августа, в котором было объявлено, что сегодня его главным приоритетом в Афганистане является эвакуация своих граждан. Еще и пресс-служба НАТО в ответ на вопрос о причинах ухода альянса от взаимодействия с ОДКБ по Афганистану сослалась на это заявление.

И теперь ОДКБ будет «разгребать завалы», оставленные США и их союзниками по НАТО в этом регионе. Так кто есть кто?

Скорее всего, уместнее было бы ОДКБ сравнивать с Организацией Варшавского договора. Хотя и здесь много нюансов.

Союзники СССР по ОВД участвовали в «советском военном блоке» на добровольно-принудительных условиях, что, тем не менее, не мешало им с удовольствием получать от «старшего брата» современнейшее и лучшее в мире советское оружие и финансирование. А при первой же возможности, как свидетельствует новейшая история, перебежали в НАТО.

В ОДКБ вошли государства, «прошедшие огонь, воду и медные трубы», на себе прочувствовавшие каково это – противостоять в одиночку всему спектру вызовов и угроз в современных условиях. При этом каждый из участников имеет реальную возможность покинуть объединение, как это сделал в свое время Узбекистан. Никто никого не держит. Остались только те, кто действительно понимает необходимость и выгоду от членства в организации, а это по нынешним временам наиболее эффективные стимулы, и значит, у ОДКБ есть не только будущее, но и солидный потенциал.

Вероятно, что и Евросоюз уже начинает приходить к пониманию данного факта и переосмыслению роли этой организации на мировой арене, особенно после афганского фиаско США и осознания того, что НАТО – всего лишь инструмент в руках американских финансовых воротил.

Сергей Острына

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.