На выборы как на войну. Зачем Польше самая сильная армия в Европе?

Новости Страна

Министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак уверяет, что через два года польская сухопутная армия может стать самой сильной в Европе. Правда, для этого есть условие – у руля государства должна оставаться правящая партия “Право и справедливость” (ПиС). Похоже, на предстоящих выборах в парламент, которые пройдут в Польше 15 октября, “писовцы” готовы задействовать весь свой арсенал, раз уж в ход идут военные аргументы.

“В течение двух лет у нас будет самая сильная сухопутная армия в Европе, при условии, что процесс укрепления армии будет продолжаться… И единственным гарантом продолжения этого процесса является ПиС”, – недвусмысленно намекнул Блащак.

В действительности единственное, в чем ПиС может выступать гарантом в своей стране – это страх. Совсем недавно поляков пугали нашествием мигрантов, затем войной в Украине, теперь злостными вагнеровцами в Беларуси. То ракеты к ним залетают, то вертолеты, то “шпионские” шары… И стоит признать, что фактор страха остается весьма действенным инструментом, благодаря которому можно держать польское общество в постоянном напряжении, сеять среди людей ощущение опасности и заодно сплотить население против внешнего врага. Конечно, под знаменами все той же ПиС.

В такой ситуации на второй план постепенно отходят все внутренние проблемы – начиная от роста цен на коммуналку и продукты питания и заканчивая протестами фермеров и спорными законами об абортах и российском влиянии, которые даже в Брюсселе признали нарушающими принципы демократии. Но разве важны материальные тяготы или отступления от демократических идеалов, если страна стоит на пороге войны? Государство и СМИ продолжают внушать польскому народу, что все внутренние трудности можно отложить до лучших времен. Ну а сейчас время мобилизоваться и действовать строго по плану. И главный пункт этого плана – поставить галочку в бюллетени за ПиС. Ведь только правящая партия способна гарантировать безопасность государства от любых врагов, даже несуществующих.

Польская оппозиция, конечно же, с ролью защитника государства не справится. Об этом прямо заявляет тот же Блащак. “Некоторые представители оппозиции клянутся, что не расторгнут эти контракты (на поставку военной техники. – Прим. БЕЛТА). Но вспомните встречу, организованную бывшими президентами Квасьневским и Коморовским, где многие из видных оппозиционеров говорили, что я покупаю слишком много этой техники, что она дорогая”, – напомнил министр.

Беспокойство польской оппозиции на самом деле вполне оправданно. По сути, власти страны хотят сформировать армию в долг – закупка оружия и военной техники будет осуществляться за счет кредитов. Об этом, в частности, пишет польская газета Rzeczpospolita.

“Первый кредит, взятый польским правительством у южнокорейских банков, составил около 36,8 млрд злотых ($9,1 млрд). На эти деньги министр национальной обороны Мариуш Блащак хотел профинансировать большую часть гигантского заказа военной техники, размещенного в Сеуле в 2022 году: 1000 танков, 600 гаубиц, более 280 дальнобойных ракетных комплексов Chunmoo и 48 легких боевых самолетов FA-50”, – сообщало издание.

Между тем, по данным The Korea Times, Польша подала заявку на еще один кредит. На этот раз в размере около 62,5 млрд злотых ($15,5 млрд). Однако дальнейшее кредитование под вопросом, поскольку банки в Республике Корея практически исчерпали возможности финансирования экспорта вооружений.

Однако если Польша все же получит второй кредит, долг Варшавы перед южнокорейскими банками достигнет 99,3 млрд злотых (почти $25 млрд). А как известно, долг платежом красен. “Не осталось никаких тормозов, правительство скупает все что можно. Проблема в том, что тут не базар”, – пишет Rzeczpospolita.

Кроме закупки вооружений Польше придется раскошелиться и на содержание “самой многочисленной” армии в Европе. В минувшем году лидер ПиС Ярослав Качиньский, которого также называют фактическим лидером страны, заявил, что польская армия может быть увеличена до 400 тыс. человек. На сегодняшний день численность польских вооруженных сил уже составляет 170 тыс. военнослужащих.

В ближайшее время польским властям придется также содержать 10 тыс. военных на границе с Беларусью. Порядка 4 тыс. польских солдат будут непосредственно поддерживать погранохрану, еще 6 тыс. будут находиться в тылу. Кроме этого, в настоящее время в составе Войска Польского продолжается формирование 1-й механизированной дивизии, которая будет дислоцироваться у польско-белорусских границ. По словам Блащака, усиление границы необходимы из-за присутствия “Вагнера” в Беларуси.

Понятно, что вагнеровцы лишь предлог. Ранее Варшава стягивала войска к границе из-за миграционного кризиса. Завтра, если потребуется, будет придумана новая причина. В нынешней ситуации карта с ЧВК “Вагнер” пришлась для Варшавы как нельзя кстати. В случае необходимости ее можно использовать, например, для введения военного положения в стране, что позволит пресечь на корню любые попытки оппозиции организовать протестные марши или даже отложить парламентские выборы на более благоприятные для ПиС времена.

Все это прекрасно понимают в польской оппозиции. “Похоже, что ПиС ищет помощи у вагнеровцев из страха перед выборами. Марш миллионов сердец выбьет эти идеи из их головы. Увидимся 1 октября в Варшаве!” – написал в Twitter в конце июня лидер оппозиции, экс-премьер Польши Дональд Туск.

Подобные марши Туск уже собирал. В начале июня в Варшаве прошла масштабная акция протеста, в которой приняли участие полмиллиона человек. Организаторы заявляли, что это акция “против дороговизны, злодейства и вранья, за свободные выборы и демократическую европейскую Польшу”.

Усилия Туска приносят плоды. Опросы показали, что его “Гражданская коалиция” практически догнала ПиС в электоральном рейтинге. Что в целом неудивительно. Ведь как бы ни пыталась правящая верхушка прятать внутренние проблемы за спиной гипотетических внешних врагов, польский корабль то тут, то там дает течь.

За последний год Польша пережила энергетический кризис, галопирующую инфляцию, волну банкротств, в том числе в аграрном и транспортном секторах. Кроме этого, последние годы ознаменовались противостоянием Варшавы с Брюсселем, из-за чего польская оппозиция окрестила политику своего правительства “прямой дорогой к выходу из ЕС”. В средине сентября польские власти окажутся перед очередной дилеммой – отменить запрет на импорт украинского зерна или продлить его вопреки решению Евросоюза.

В первом случае пострадают польские аграрии, и скорее всего парламентские выборы в Польше будут проходить на фоне масштабных протестов фермеров. Что, безусловно, не прибавит очков правящей партии. Во втором случае кризис в отношениях Польши и ЕС еще больше обострится. В этой ситуации правительство Туска будет выглядеть для Брюсселя куда более привлекательным, чем правительство действующего премьера Матеуша Моравецкого.

Не ровен час и брюссельские идеологи вплотную займутся наведением порядка на “восточных кресах” Евросоюза. Не зря из Варшавы периодически слышны обвинения в адрес Германии и ЕС в намерении вмешаться в выборы и сменить власть в Польше. И может оказаться, что для польских элит большая угроза исходит не с Востока, а с Запада, где враг отнюдь не гипотетический.

И тут впору вновь задействовать фактор страха, дабы накрутить не только свое население, но и соратников по ЕС и НАТО. Мол, не сегодня-завтра полчища врагов с востока двинутся через Сувалкский коридор, а там гляди – и всю Европу подомнут. Но Польша, само собой, готова героически стоять до конца, обеспечивая безопасность всего Запада.

Конечно, вряд ли кто-то в ЕС или НАТО верит в подобные истории. Вот что говорится в отчете американского Института изучения войны (ISW) за 30 июля: “ISW утверждает, что силы ЧВК “Вагнер” в Беларуси не представляют военной угрозы для Польши или Украины до тех пор, пока они не будут оснащены механизированной техникой”. Затем ISW добавили, что даже в случае оснащения техникой ЧВК не представляет серьезной угрозы для НАТО. В отчете за 1 августа Института изучения войны вновь указывает: “ISW продолжает считать, что силы ЧВК “Вагнер” в Беларуси не представляют военной угрозы Польше или Украине”.

В начале августа официальный представитель Госдепа США Мэттью Миллер, комментируя ситуацию вокруг обвинений Варшавы в адрес Минска, заявил, что напряжение на границе между Польшей и Беларусью не влечет задействования 5-й статьи устава НАТО о коллективной обороне.

И в Вашингтоне, и в Брюсселе прекрасно понимают, к чему стремится Варшава. Учитывают на Западе и факт размещения ядерного оружия в Беларуси, поэтому свои военные доктрины в отношении нашей страны там, вероятно, уже переписали.

В сложившихся реалиях может статься, что “самая сильная сухопутная армия в Европе” может стать самой дорогой и самой бесполезной. Но в электоральной кампании она все еще отыгрывает свою роль. А значит, можно ожидать, что в ближайшие месяцы Варшава продолжит нагнетать ситуацию в сфере безопасности и сознательно идти на провокации. Ведь на выборах как на войне – все средства хороши.

Вита ХАНАТАЕВА,

БЕЛТА.

Источник: belta.by
Чтобы оперативно получать информацию, подписывайтесь на наш телеграм БелВПО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.